Дымковская игрушка


Дымковская игрушка


Дымковская игрушка. Символ вятской земли, знакомый всем нам с детства. Но, на самом деле, что знаем мы о нем? Что это? Сувенир? Детская забава? Как так получилось, что древняя примитивная глиняная игрушка выжила в наш век высоких технологий? Есть ли у нее будущее? Попробуем найти ответы.

Дымковская игрушкаДымково. Слобода в заречной части Вятки. Здесь родилась более четырехсот лет назад знаменитая ныне игрушка. Этнографы говорят о принадлежности дымки к народному обряду весенне-летнего цикла. Подтверждают это и символы, характерные для язычества: дерево, круг. Краеведы ссылаются на знаменитую вятскую свистунью. Сложно сказать, у кого в руках впервые кусок глины обрел форму. Но сегодня в красочных фигурках можно увидеть многие приметы прошедших времен. Жесткая заданность форм - ограничения, наложенные стилем, - позволили сохранить старинные традиции.

Ольга Головина, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Сложность заключается в том, чтобы, не выходя из жестких рамок, заданных традициями, найти свое лицо в лепке, росписи, гамме. А ограничения стиля необходимы, иначе не будет промысла.

Дымковская игрушкаПод сильными и чуткими пальцами рождается фигурка, гладкая, будто отлитая в форме. Ее сушат, обжигают. И, что характерно только для Дымкова, - отбеливают. Раньше это делали в растворе мела на козьем молоке. Изменились и краски. Прежде их составляли на яйце с квасом, и не два-три тона, как в других промыслах, а добрый десяток. Мастерицы стремились делать игрушки заметными, ведь на ярмарках дымка конкурировала с фабричной игрушкой, гипсовыми и фарфоровыми статуэтками. Яркий "потешный" стиль и сегодня помогает безошибочно узнать дымковские игрушки. Отличает их и то, что уловить нельзя.

Надежда Пескичева, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:

- Я уже за годы работы выработала привычку, переступая порог здания, забываю обо всем плохом, лепить надо только с хорошим настроением, потому что оно передается игрушке.

Лариса Фалалеева, мастерица дымковской игрушки:

- Очень тяжело расставаться с каждой игрушкой. Когда идет художественный совет, обсуждающий каждое наше изделие, мы все очень волнуемся. Ведь каждую игрушку делаешь с любовью, и когда ставишь на нее после совета наклейку, каждый раз чувствуешь, как тяжело со своей работой расставаться. Для нас они, как дети, в общем-то, которые выросли и уходят. И ты не знаешь, в какие руки они попадут. Хорошо, если к игрушке относятся с теплом, берегут ее. Иногда бывает, что нам приносят игрушку на реставрацию, и очень тяжело видеть, чем стала твоя барыня, в которую ты вложила душу.

Дымковская игрушка - до сих пор трудоемкое ручное производство, где все до мелочей упорядочено. Что ушло - необходимость самой мастерице добывать глину.

Ольга Головина, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Раньше бабушки рассказывали, как они в тайне ходили за глиной. У каждой на том берегу была своя заветная заимка с глиной, которая и жирная, и песка в ней достаточно. И вот мастерица приходила, поднимала слой дерна, брала глину и опять тщательно укрывала дерном.

Дымковская игрушкаПозже мастеров организованно вывозили за глиной в карьеры, и женщины сами загружали 5-тонный грузовик. Сегодня дымковчанки не покидают мастерских, глину им привозят из Просницы.

Материал для работы у всех один, но у каждого автора свой почерк и излюбленный колорит. При этом любая фигурка - единственная, второй такой нет.

Надежда Пескичева, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Мы не просто лепим. Даже самой маленькой фигурке стараешься придать свой характер.

Дымковская игрушкаНеслучайно именно яркую, с душой сделанную дымковскую игрушку решено было сделать героиней первого цветного фильма кировской студии телевидения. Тогда, в 1968 году, лента, снятая на 35-миллиметровую кинопленку, была показана всему Советскому Союзу. Документалистам удалось запечатлеть отправку дымки за рубеж, молодых и опытных мастериц, напряженную работу худсовета, принимающего игрушки, и даже изготовление красок на яйцах. И настоящей находкой авторов стал оживший дымковский город.

Дымковская игрушкаСъемочные группы еще не раз возвращались в мастерские. И каждый раз замечали, как меняется промысел, оставаясь при этом традиционным.

Надежда Менчикова, искусствовед, член союза художников России:

- Мастерица, которая живет в современном мире, обязательно вносит в игрушку новое, то, что окружает ее. И события, и люди, и настроения эпохи обязательно отражаются в игрушке. И она по сравнению со своей предшественницей стала более глубокой по смыслу. Не только сохранила прошлое, его символы, но и стала иллюстрацией нашей жизни – быта, истории, литературы. Для современного человека дымковская игрушка – это возможность окунуться в наш русский мир.

Ирина Раева, продавец-консультант:

- За дымковской игрушкой приезжают и из-за границы, и из других городов. Наш салон посещают и участники различных конференций, профессора, и артисты, и просто гости города. И что особенно приятно, в последнее время и кировчане, вятчане, стали посещать промысел. Игрушка стала востребованной и у себя на родине.

Людмила Верещагина, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Делать ее настоящее наслаждение! Мы же маленькие солнышки делаем, и если каждое такое солнышко попадет в дом, то оно согреет душу. Будет теплить душу.

Дымковская игрушкаКак и полагается солнышку, есть в нем золото. Сегодня мастерицы используют заменитель драгоценного металла – поталь. Им пользовались и дымковчанки в далеком прошлом. Лишь в 80-е годы прошлого века применялось сусальное золото.

Дымковская игрушкаО том, какой была игрушка, помогает не забыть музей, существующий при мастерских. Сегодня в нем более тысячи экспонатов. Фонды формировались с 50-х годов прошлого века. Мастера уже ушли из жизни, а дымковчанки - наши современницы, могут видеть их работы, перенять что-то. Рядом с традиционными сороками, барынями и козлами стоят цирковые артисты и космонавты. Кстати, во время визита в музей, Виктор Савиных обратил внимание мастериц на неточность в фигурке космонавта: «У вас красный цвет в костюме женщины. А красный цвет отличает командира корабля. Женщина же никогда не станет командиром корабля».

Как говорят опытные мастерицы, лепили в свое время и трактора, и ракеты, но все это – временное, что вечно – традиции.

Лариса Фалалеева, мастерица дымковской игрушки:

- У нас существует художественный совет, который очень строго за нами смотрит. Если бы каждая делала свое, то не было бы промысла. Каноны, ограничения должны быть, иначе нельзя, нарушится целостность.

Надежда Менчикова, искусствовед, член союза художников России:
- Если произойдет утрата, мы лишимся не просто игрушки. Мы потеряет художественный промысел, который знает сегодня весь белый свет.

Дымковская игрушкаНе секрет, что с переходом к рыночным отношениям народные художественные промыслы понесли существенные потери. Но дымковская игрушка выжила. 16 лет назад было создана творческая организация "Союз художников России - народный художественный промысел "Дымковская игрушка", которая и взяла на себя решение всех проблем: от оплаты счетов до сохранения традиций. Объединение зарегистрировало свой товарный знак. Открыло свой салон-магазин при мастерских, кстати, единственный в Кирове, где можно купить подлинную дымку. Продавец-консультант с удовольствием расскажет о мастере, который выполнил понравившуюся игрушку, а при желании покупателя, даже покажет, где делают дымку.

С помощью спонсора удалось издать уникальный альбом о дымке и мастерицах. Великолепная книга высочайшего качества знакомит и с промыслом, и с работами мастеров. Есть в ней и творческие характеристики художниц, работающих сегодня в промысле.

Дымковская игрушкаЗа 16 лет дымковчанки участвовали в 20-ти выставках. И сегодня в кировском художественном музее открыта персональная выставка заслуженного художника России Лидии Фалалеевой. Полвека художница лепит знаменитую игрушку. Предпочтение отдает сюжетным многофигурным композициям. Любимые темы - деревня с веселыми посиделками, яркими хороводами и пышными свадьбами и городские мотивы. В тайны мастерства Лидия Сергеевна посвятила и свою дочь Ларису.

Сегодня в организации трудятся 30 мастериц, и все говорят об одном.

Светлана Житлухина, председатель правления творческой организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»:
- Нам необходимо набрать 10-15 учениц, которые бы потом остались работать в мастерских.

Людмила Верещагина, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Если бы к нам девочки шли и полюбили бы промысел, уверены, они до конца жизни здесь бы работали.

Но набор учениц - не единственная проблема. В последний раз фонды музея пополнялись двадцать лет назад, получается, что творчество целого поколения осталось неотраженным. А ведь экспозиция - важнейший момент в деле сохранения промысла. Здание мастерских требует ремонта. Одному творческому объединению со всеми проблемами не справиться. Необходима помощь, и помощь на государственном уровне. Осенью в Совете Федерации прошли парламентские слушания по вопросам законодательной поддержки сохранения и развития народных промыслов.

Светлана Житлухина, председатель правления творческой организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка»:
- Прежде всего, я считаю, необходимо внести дополнения в закон о народных промыслах. Необходимо составить перечень организаций, которые имеют право носить звание народного художественного промысла Российской Федерации. Нужно дать четкое определение, что называть промыслом. Ведь это – не ремесло.

Сегодня обсуждается концепция развития промыслов до 2015 года. Решено включить художественные промыслы в программу "Культура России". Что о сбыте продукции, то дымка всегда пользовалась спросом.

Ирина Раева, продавец-консультант:

Дымковская игрушка- Конечно, наибольшим спросом пользуются традиционные барыни и индюки. Творческие композиции обычно покупаются по особому поводу, например, перинатальный центр брал у нас нянь, к масленице спросом пользуются барыни с блинами в руках. И, конечно, хорошо покупают для детей свистульки, ведь считается, что свист отгоняет злых духов, и неправда, что от свиста денег не будет, у нас, на Вятке, по этому поводу свои порядки.

Игрушка отражает жизнь, и сегодня у дымковчанок появились новые сюжеты, темы.

Людмила Верещагина, мастерица дымковской игрушки, член союза художников России:
- Я, например, на православную тему делала игрушки. Дай Бог, чтобы это вошло в традицию, и мы отошли бы от язычества к православию.

И художницы, и искусствоведы уверены, что дымковская игрушка будет жить, будет развиваться, но для этого мало одного творчества в мастерской.

Надежда Менчикова, искусствовед, член союза художников России:
- Мой большой музейный опыт показал, что теоретический рассказ и даже просто просмотр мало дает по сравнению с тем, как начинают воспринимать дети искусство после того, как сами взяли в руки глину и попробовали лепить. Этого они уже не забудут. Поэтому сегодня все внимание необходимо уделять творческому воспитанию детей.

Сегодня в студии ремесел при мастерских учатся работать с глиной около восьмидесяти детей. Приходят заниматься и семьи, с детьми, мамами и даже бабушками. Некоторые малыши уже в 4 года пытаются вылепить свою первую птичку, и она у них, конечно, получается. Ведь это народная игрушка, где все просто и понятно.

Дымковская игрушкаДымковская игрушка доказала свою жизнеспособность, меняясь со временем, отражая его. Схематичность древности сменили многофигурные композиции. И сегодня для всего мира дымка - символ самобытной Вятки.



Новости партнеров

Реклама