Завтра в России отметят любопытную дату. 12 ноября 1837 года в стране была открыта первая железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Царским Селом. Примерно в те же числа, только 70 лет спустя, первый железнодорожный путь появился и в Вятской губернии. Он шёл из Перми в Киров, а затем Котлас.
Ещё первую железную дорогу от Питера до Царского села ждали не один год. Начиная с 1830 года, к царю-батюшке с ходатайством ходили десятки министров. Но дело откладывалось.
ЕВГЕНИЙ САЛТЫКОВ, БЫВШИЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: «Да потому что где железная дорога - там скопление людей, там демократия, которая может привести к свержению строя».
Всё же в 1837 году по первым Российским рельсам пошли паровозы. Правда, дорога эта имела скорее декоративный и увеселительный характер. До эпохи служения народным массам утёк вагон времени. К примеру, в нашей губернии только в 1867 на земском собрании был читан указ по строительству железной дороги между реками Вяткой и северной Двиной.
ЕВГЕНИЙ САЛТЫКОВ, БЫВШИЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: «После 1867 года ещё прошло 18 лет: обращения к двум государям, обращения к шести министрам путей и сообщений никаких результатов не дали, дорога так и не строилась».
Но всё - же к концу века XIX, царь-батюшка Николай второй дал добро, и начались работы. Стоит сказать, что строительство железнодорожных путей на Вятке затруднялось в первую очередь болотистой местностью. Но ради благого дела шли на уловки и даже меняли русла рек.
ЕВГЕНИЙ САЛТЫКОВ, БЫВШИЙ ДИРЕКТОР МУЗЕЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА: «На сухом месте возвёл мост, и прорыли два перешейка и воду пустили по другому руслу, разъезд, который был вблизи, получил название Гирсово».
Первая железная дорога на Вятке растянулась на 812 вёрст, породив в дальнейшем целую инфраструктуру. Сейчас в музее железнодорожного транспорта можно понастольгировать при виде десятков экспонатов, которые когда-то сопровождали в пути тысячи пассажиров. Хотя, к примеру, этот справочный экземпляр, всё ещё в строю. Его коллега сегодня служит на Мурашинском вокзале.
В день сегодняшний общий путь направлений железных дорог Кировской области 1595 километров. А вскоре, может так статься, он увеличится. Сейчас рассматривается проект строительства пути до Яранска.
Алексей Архангельский