НИНА МАРКОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ВЯТСКОГО КРАЯ: «Сандружинницы несли на руках раненых по 12 километров, подвод не было, лошадей не хватало, тракторов тем более».
В истории кировской медицины военных лет подобных самоотверженных поступков тысячи. Труд медперсонала во время войны - это настоящий подвиг. Материалов о работе эвакогоспиталей в кировской области сохранилось мало. Их по крупицам продолжает собирать Нина Маркова - известный исследователь истории вятской медицины.
НИНА МАРКОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИССИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ВЯТСКОГО КРАЯ: «По нашим данным было 132 госпиталя».
Только в Кирове под госпитали приспособили более двухсот зданий, это большинство школ, помещения суда, прокуратуры, роддома №1. Недостаток помещений остро испытывали
Все военные годы Мария Курилова проработала медсестрой в хирургическом отделении. Перевязывала раненых в день больше сотни, накладывала и часами снимала гипс, ножиком или пилкой аккуратно, чтобы не причинить солдату боль.
При минимуме средств и возможностей кировские врачи внедряли и новые методы лечения. Например, хирург-ортопед Очкур начал применять облегченные типы протезов. Врач Бармин разработал ящики для перевозки и хранения донорской крови. Очень часто донорами становились сами медработники. С наступлением осени из-за бездорожья обострялась ситуация в районах. В поселке Косино Зуевского района катастрофически не хватало лошадей. Когда им на смену доставили газогенераторную машину и легковой автомобиль, от техники пришлось отказаться. Полное отсутствие дорог не позволяло их использовать. 30 процентов госпиталей осенью были обречены на бездействие. Приказом Наркомздрава 20 пришлось расформировать. Добавилась нагрузка на другие госпитали.
ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВА, ТРУЖЕНИК ТЫЛА: «По полгода некоторые лежали, у меня муж из больных, так он полгода лежал».
Она всегда называла его Василием Ивановичем, он ее кнопкой, потому - что была маленькой, жалел. Потом влюбился. Бравого моряка Валентина Николаева сразу приметила, и только. Ухаживания и свидания были уже после войны, когда из Ленинграда он приехал за ней.
ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВА, ТРУЖЕНИК ТЫЛА: «Он все время мне говорил: «Я тебя за косы полюбил».
В конце войны госпитали начали расформировывать. Вместе с эвакуированными сотрудниками они возвращались в освобожденные города, оставив героический след в истории Вятской медицины и в памяти кировских медиков.