Создан путеводитель по росписям храма в селе Русские Краи

В эту субботу в Кикнурском районе в селе Русские Краи состоится праздник -  День земли, посвященный истории села. В центре внимания местный храм - Троицкая церковь, которая известна своими уникальными росписями, авторства мастерской Льва Парилова. Узнать подробнее о настенной живописи прихожанам и гостям поможет путеводитель, изданный в Кирове. Подробности - в репортаже Юлии Шалаевой.


О храме в селе Русские Краи Кикнурского района мы узнали зимой прошлого года, когда вместе с искусствоведом Натальей Кривошеиной поехали снимать специальный репортаж для проекта "История одного здания". Нас интересовала не столько архитектура храма, сколько его настенная живопись - росписи конца 19 века, созданные артелью Париловых из села Палех. Это редкий случай - когда живопись не просто хорошо сохранилась, но и не подвергалась никакой реставрации.


На момент съемок Наталья Кривошеина уже выпустила монографию по росписям храма. Это подробный научный труд, рассчитанный на специалистов. Чуть позже у нее возникла идея создать на основе этой работы путеводитель - популярное издание, которое поможет любому человеку понять храмовые росписи.


НАТАЛЬЯ КРИВОШЕИНА, ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР ВЯТГУ:

« Здесь материал, который посвящен храму, росписям, художникам и главное - священнику Селивановскому, которому в этом году исполнилось бы 200 лет».


Палехские мастера приехали в Вятку в конце 19-го века. Артель Париловых пригласили расписать три храма: Успенский Собор Трифонова монастыря, и две церкви в Кикнурском районе, в том числе храм в селе Русские Краи. При подготовке путеводителя Наталье Кривошеиной удалось найти родственников из династии этой известной семьи, в которой насчитывается более 70 мастеров. Благодаря этому новое издание пополнилось редкими фотографиями.


 НАТАЛЬЯ КРИВОШЕИНА, ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР ВЯТГУ:

«Удалось найти новые материалы Дивеевского монастыря, где Павел Парилов преподавал и занимался росписями монастыря. Роскошная фотография Льва Парилова. Современники говорили, что он похож на Льва Толстого».


Это не первый путеводитель по храмовым росписям. Два года назад увидел свет тираж, посвященный живописи Успенского Собора в Вятке. Как показало время путеводители пользуется популярностью у прихожан и даже туристы, которые посещают Трифонов монастырь с интересом обращаются к подобному формату.


 НАТАЛЬЯ КРИВОШЕИНА, ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР ВЯТГУ:

«Путеводитель хорошая возможность узнать содержание росписей».


По словам Натальи Викторовны, традиция прочтения храмовой живописи была утеряна  и сейчас интерес к живописному наследию Вятки начинает просыпаться. Людям не достаточно поверхностных знаний, они хотят углубиться в историю и узнать больше о своих корнях. Поэтому практика создания путеводителей по росписям будет продолжена и постепенно охватит все больше  вятских храмов.



Читать полную версию страницы