По сведениям историков, росписи датируются концом XIX века, но есть также более старые изображения. Карина Алоян продолжит.
«Говорит она о том, что именно этот храм реставрировала мастерская Парилова. Пространственная надпись, наш памятник ставит в разряд подписных датированных храмов. Из 500 у нас таких всего 9, где мастер поставил роспись и имя».
«Они посвящены одному святому - это цикл, посвященный Трифону Вятскому. Здесь 13 клейм и это редкое явление, потому что святым обычно посвящается икона и она находится в храме».
«Человек когда заходит - он взоры обращает на иконостас и купол. Иконостас тоже был поновлен Париловым. Купол был расписан - это была первая часть росписи, которая была выполнена еще нашими мастерами, вокруг был алый цвет и колонны были расписаны под мрамор».
«Когда прихожанин смотрит на росписи - он может увидеть подвиг как святой возрастал, к чему стремился. На росписях показано устремление человеческой души к Господу через множество испытаний. Видя, как Трифон со всем справился, человек увидит и поймёт, как он может справиться со своей жизненной проблемой».
Росписи - живой организм, подчёркивают исследователи, который важно сохранять.
В этом году росписям Успенского собора 130 лет - и это продолжение большой работы. Планы большие.
НАТАЛЬЯ КРИВОШЕИНА, ДОКТОР ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОР, АВТОР ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО МОНУМЕНТАЛЬНЫМ РОСПИСЯМ XIX ВЕКА УСПЕНСКОГО СОБОРА ТРИФОНОВА МОНАСТЫРЯ:
«Вот мы издали путеводитель. Хотелось бы над ним поработать. Сейчас собирается большая группа - это ВятГУ, художественный музей, Епархия. Хотим сделать выставку в музее. Съездить в Палех, поработать там в архиве, поискать книгу Льва Парилова - он в свое время написал книгу. Представить мемориальные части, от коллекционеров взять иконы Парилова».