Убытки от пригородных перевозок в грядущем году могут варьироваться от 330 миллионов рублей до полумиллиарда. Таких денег в областной казне нет. В проекте дефицитного бюджета Кировской области на 2014 год для субсидирования пригородного железнодорожного сообщения заложено всего лишь 90 миллионов рублей. То есть, в три с лишним раза меньше, чем требуют железнодорожники. Столь огромные затраты на перевозки в Волго-Вятской пригородной железнодорожной компании объясняют просто. Есть направления, которые за счет большого пассажиропотока рентабельны. Например, на маршруте Киров-Котельнич. Электричка идет битком набитая. Однако оставшаяся дистанция от Котельнича до Шабалино - убыточна. Везти 60 человек в 4 вагонах по существующему тарифу - значит работать в минус. И таких убыточных направлений в Кировской области большинство.
Однако эта простая математика создает довольно сложные проблемы: если компенсировать убытки перевозчику нечем, значит придется либо сокращать число пригородных поездов, либо повышать тариф, либо параллельно развивать автобусное сообщение. В любом случае нужен четкий план действий не только на грядущий год, но и на перспективу.
Отметим, что у волго-вятской пригородной железнодорожной компании нет в собственности ни вагонов, ни подвижного состава, ни железнодорожных путей. Все берется в аренду у "РЖД". Электрички, которые вообще-то правильно называть "вагоны локомотивной тяги" - старые. Ресурс изношен. Покупать новые поезда при существующем раскладе сил и без гарантий со стороны правительства области - нет смысла. Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд.
Что касается грядущего 2014 года, то есть надежда, что прореху в казне удастся частично компенсировать за счет субсидий из федерального бюджета. В нем предусмотрено еще 25 миллиардов рублей на компенсацию по пригородным железнодорожным перевозкам. Из них 12,5 миллиардов будут переданы РЖД напрямую. И столько же будут перечислены в региональные бюджеты. Какая-то часть этих денег обязательно попадет и в нашу область.
Однако, по мнению самих железнодорожников, увеличение тарифа на перевозки не решает проблему, а напротив только усугубляет ее. Сегодня в Кировской области за 10 километров пути в электричке пассажир платит 12 рублей 62 копейки. Для сравнения, в Удмуртской республике тариф составляет почти 20 рублей, а во Владимирской области около 28 рублей. После повышения цен на билеты в этих регионах на четверть сократился пассажиропоток. И убытки перевозчиков только возросли.
ДМИТРИЙ ОВЕЧКИН, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГОРЬКОВСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ СООБЩЕНИЯ ОАО "РЖД": «В Кировской области нормальный тариф. Это те деньги, которые соответствуют уровню доходов населения. Мнение, что повышение тарифа приведет к компенсации расходов, много раз было опровергнуто на практике».
Как именно будет разрабатываться транспортная стратегия Кировской области - пока сказать сложно. Однако, как показали общественные слушания, все стороны готовы к диалогу и будут работать над сбалансированным решением этой задачи.
ГТРК Вятка - Новости Кирова и Кировской области