ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ ВЯТКИ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ


ПОДЗЕМНЫЕ ХОДЫ ВЯТКИ: ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ


Легенды о подземных ходах существуют во многих древних городах России. Мне впервые с «подземными тайнами» пришлось столкнуться в начале 2000-х. Я спешил на студию к эфиру. Шел по парку имени Гагарина, по возможности срезая путь, и...чуть не провалился в какую-то огромную яму. Причем не было не только ограждения, но и отвалов земли. В редакции «Наших Последних Новостей» (НПН) я поделился этой опасной находкой, и съемочная группа во главе с журналистом Андреем Степановым выдвинулась на место. С собой пригласили для съемок сюжета профессиональных альпинистов. На канатах они спустились вниз -глубина оказалась довольно большой — более 3-х метров. Первая версия - вход в подземелье - сразу была отметена. Оказалось, это свойство вятских почв: слои глины не пускают влагу уходить вниз, а вода вымывает более легкие породы. И в земле образуется такой вот «пузырь».

А в 2019 году мне посчастливилось снимать сюжет об археологических раскопках фундамента Вятского Кафедрального Троицкого собора. Вот уж действительно место, пропитанное тайнами и легендами. Именно с Кафедральным собором Вятки связано большинство преданий о таинственных подземных ходах и даже подземном храме.

Археологам НПЦ по охране объектов культурного наследия Кировской области удалось исследовать устройство фундамента собора 1760 года. В раскопе также были обнаружены фрагменты первого каменного собора города Хлынова, датируемые XVII веком! Я в тайне надеялся, что вот сейчас почва начнет куда-то исчезать и перед нами откроется вход, нет, даже портал, ведущий к тайнам Вятской истории! Но этого, к сожалению, не случилось! Раскопки остановились на материковой породе, за которой уже не было следов деятельности человека.

Из самых ярких находок можно отметить фрагмент одной из стен храма с остатками росписи, изразцы печей собора с растительным орнаментом и пушечное каменное ядро.

Чуть позже мы еще вернемся к теме каменных ядер в связи с темой подземных ходов.

Что же это за неуловимые ходы? Тайна старой Вятки за семью печатями? Оказалось, в истории с подземными ходами есть как правда, так и вымысел. Попробуем в этом разобраться!


Самую древнюю легенду о подземных ходах мне удалось найти в книге "Родноведение", изданной в Вятке в1917 году. Это первое и единственное издание учебника по краеведению Вятки: "Ямы остались как памятники существования народа чуди...Появились на Руси звоны в колокола и чудь, испугавшись этих звонов, стали прорывать глубокие ходы в своих местах, поддерживая землю на толстых сосновых стойках, а когда ходы были прорезаны, тогда чудские люди зашли в них и стойки поддерживающие землю подожгли, - земля упала и они засыпались "живьем". - С той поры и не стало "чудских людей." ("Родноведение" В.Д. Емельянов. Вятка 1917 г. стр. 84)

Большой объем информации о подземельях Вятки (Кирова) стал появляться в кировской прессе только в 1990-е годы.  Анатолий Фокин, вятский краевед и исследователь, в книге «Вятка: золото и алмазы, подземные ходы и клады, предания и легенды» (Киров 2000 г.) приводит тексты писем в редакцию областной газеты «Кировская правда», присланные читателями в 1970-е и 80-е годы. Эти воспоминания очевидцев в советское время не были опубликованы, но чудом сохранились в архивном фонде редакции.

 «В 1934-1935 годах, будучи в возрасте 11-12 лет, я с такими же ребятами спускался в подвал Александро-Невского собора, из которого был ход, выложенный кирпичом. Рост мой был в то время 120- 130 сантиметров, и мы по этому ходу ходили не сгибаясь, ходили в темноте, иногда зажигали спички» Писал в редакцию «Кировской правды» Н.Н. Никитин в 1983 году.

Другой очевидец И. Замятин сообщал в редакцию областной газеты: «Подземный ход из бывшего Кафедрального собора действительно существует. Я сам лично, в числе четверых юношей, проходил по нему ...Осенью 1934 года, мы вчетвером гуляли и увидели провал в земле. Это был подземный ход, идущий от собора на юг к оврагу между домами пионеров и техникума. Мы по подземному ходу прошли на север, в сторону собора. Передний освещал дорогу спичками.» (записано в 1979 г.)

А.М. Мормиль в 1974 году вспоминала: «В Доме пионеров (бывший архиерейский дом) я занималась в драмкружке, это было примерно в 1924-1926 годах.

Однажды вечером мы решили сходить на разведку подземного хода, о котором много говорилось в то время. Вход в него был сбоку Дома пионеров, как лаз.

 В лаз мы втиснулись ползком, но потом оказалось, что можно идти кое-где, даже не наклоняя головы (нам было лет 10-12). Пол был неровный, сколько мы шли - не знаю, ведь часов у нас тогда ни у кого не было, по нашим предположениям, мы шли к Кафедральному собору примерно час»

Все эти подробности просто невозможно выдумать. Обратим внимание, что все описанные события происходили либо на территории Хлыновского кремля, или вблизи храмов и архиерейского дома. Архиерейский дом стоит и доныне – его можно увидеть недалеко от мемориала Вечный огонь, если идти по улице Московской в сторону реки. А вот Кафедральный Троицкий собор и Александро-Невский собор были разрушены.

Для чего же использовались эти таинственные подземные ходы? Краеведы и журналисты выдвигают массу гипотез. По одной из них подземные ходы соединяли различные храмы и вели к выходу из кремля на берег Вятки. Они будто бы были предназначены на случай внезапного нападения лихих людей. По другой версии, ходы были проложены между монастырями. И в них могут все еще быть скрыты несметные богатства.

Парадоксально, но сегодня мы можем уверенно сказать, что подземные ходы в Вятке-Хлынове, действительно существовали, просто были не такими протяженными, как об этом говорят легенды.

Школьники в 20-30-е годы XX века за подземный ход могли принять любой подвал разрушенной церкви. Дренажную систему, сооруженную для отвода воды. Естественную полость, возникшую под землей из-за размыва грунтовыми водами.

Или теплый переход из Архирейского дома в Кафедральный собор – по нему Вятский Епископ мог пройти на в храм на службу, прочесть проповедь и удалится обратно в свои архиерейские покои. Со временем переход все больше углублялся, рос «культурный слой» и дневная поверхность земли постепенно скрыла в себе выложенный кирпичом переход. После того как был взорван Троицкий Кафедральный собор, этот «теплый переход» естественным образом превратился в «подземный ход». Там как раз могли находиться и древние книги, и иконы в нишах. Об этом рассказывают многие пионеры 30-х годов, совершавшие опасные подземные вояжи.

Предание о «пещерном храме» связано с утраченной жемчужиной вятской архитектуры Троицким Кафедральным собором города Вятки – это был главный храм земли вятской. Возведен он в 1760-1772 гг. на месте старого Троицкого собора в самом сердце Хлыновского кремля, здесь хранилась главная святыня Вятки –Великорецкая икона Святителя Николая Чудотворца. Отсюда начинался Великорецкий крестный ход. В 1930 г. храм был закрыт, а в 1935 г. — разрушен взрывом.

Пенсионер И. Замятин в 1979 году в письме в редакцию «Кировской правды» вспоминал свое посещение «пещерного храма» под разрушенным к тому времени Кафедральным Троицким собором: «Зал оказался очень большим. Сводчатый потолок подпирал один четырёхгранный кирпичный столб толщиной больше метра и у потолка переходящий в свод. Слева от свода находилась широкая каменная лестница, наверху заваленная битым кирпичом, возможно, обломками Кафедрального собора.

            Стены и потолок этого подземелья были изрисованы на религиозные темы...

      Не знаю, было ли это подземелье пещерной церковью, но оно находилось под руинами разрушенного собора"

Понятно, что мальчишки попали в нижний предел храма, который не был разрушен, а оказался погребенным обломками стен взорванного собора. Кировские пионеры как раз оказались в одном из цокольных пределов разрушенного храма и приняли его за «подземную» церковь, так как над ними были слои кирпичных обломков и обрушившихся сводов. Они не открыли «подземный ход», а просто стали свидетелями варварского разрушения вятских святынь.

 Другой вид «подземных ходов» — это дренажная система и ливневая канализация. В 19 веке за системой водоотведения пристально следили, ее обновляли. Чаще всего это были не трубы, как сейчас, а канавы, обложенные кирпичом.

Их высота была небольшой, около 120-140 см. Это достаточно точно воспроизведено и в воспоминаниях кировчан. Все они тогда были детьми и ходили в подземельях «почти не нагибая головы» , но при их росте в 10-11 лет это и неудивительно. Взрослому человеку в такой ход нужно было заходить только согнувшись. Николай Никитин, вспоминавший о «подземном ходе» рядом с Александро-Невским собором, как раз и оказался в дренажном канале. В 1904 году о строительстве подземного водоотводного канала писали «Вятские Епархиальные ведомости». Вокруг Александро-Невского собора был сделан кольцевой дренажный канал, из которого вода сбрасывалась в два естественных поглощающих колодца. Эта система была сооружена, чтобы не допустить разрушения фундамента архитектурного шедевра Александра Витберга.

Несколько лет назад в кировской прессе громко объявили об обнаружении еще одного подземного хода. При земляных работах было обнаружено небольшое помещение с кирпичными стенами и сводчатым потолком, уходящее под землю. Прибывшие на место археологи провели раскопки, исследовали находку и установили, что это водоотводный канал завода купцов Александровых.

Значит, нет никакой тайны в вятских подземельях? Тайны действительно нет, а вот исторические факты есть!  Если и были в Вятке подземные ходы, то в бунташный XVII век они имели строго военное, оборонительное назначение. Об этом сообщает известный вятский общественный деятель, археолог, основатель Вятского публичного музеума  Петр Владимирович Алабин. Он писал: «Из Раздерихинского оврага, по преданию, существует ход под возвышенный правый берег реки Вятки, бывший местом древнего города, а ныне занятый Александровским садом, зданиями присутственных мест, женским монастырем, собором и архиерейским домом со службами. Старожилы говорят, что этот потайной ход был известен их отцам».

Упоминание об этом подземном ходе содержится в книге «Вятка и ее достопримечательности» изданной в 1874 году, составитель Граф Милорадович: «Около  двадцати лет назад (1854 г.) под этим берегом, со стороны реки, был говорят, действительно открыт какой-то ход, в котором нашли следы истлевшего пороха и несколько каменных ядер, из них три находятся в Вятском музее».

(Город Хлынов XVII век рисунок Т . Дедовой)

Как арсенал и склад вооружения и боеприпасов подземный ход был Хлынову по-настоящему необходим. В лесах бродили шайки разбойников. Нависала угроза нападения сторонников самозванца. Укрепления Хлыновского кремля были деревянные, а это всегда угрожало пожарами. Поэтому для пушек, пороха и ядер сооружались подземные арсеналы – позже, когда необходимость в них пропала и они пришли в запустение, эти пороховые погреба стали восприниматься вятчанами как «подземные ходы».

Вятскому краеведу Анатолию Тинскому удалось найти упоминание о подземном ходе в «Росписном списке» 1678 года. Список был составлен, когда новый хлыновский воевода П.С. Прозоровский принимал город под свое руководство. Это первое и единственное на сегодняшний день документальное подтверждение существования подземного хода в средневековом Хлынове: «На старом городовом месте по отсыпи башня Спасская с проезжими вороты... В 26 саженях за башней в «зелейном погребе», устроенном в осыпи, в земляной стене начинался подземный ход», — сообщает автор «Росписного списка».

Был он выложен из кирпича на глиняном растворе в ту пору, когда в Хлынове еще и не мечтали о кирпичных домах.  Опираясь на данные источника 1678 года мы можем утверждать, что самым первым кирпичным сооружением в Хлынове был именно «подземный ход» или по-старинному - «зелейный погреб»!

Как утверждает «Росписной список», ход вел из кремля в погреб и запирался двумя железными решетками. Получается, что легенда это вовсе не легенда, а реальный исторический факт и этот факт в корне меняет представление о времени начала каменного строительства в Хлынове.

А как же с легендой о подземном озере под Спасским собором Вятки? Есть свидетельства, что его переплывали даже на лодках. И в этой легенде, на мой взгляд, есть своя прочная основа.

В начале 19 века в Вятке было устроено четыре публичных бассейна для снабжения горожан водой. В книге историка Владимира Коршункова «Ветроум. Странное, страшное, смешное в повседневной жизни русской провинции XVIII - начала XX века» (2021 г.) упоминается такой бассейн на Кафедральной площади, а рядом с ним глубокий колодец. В книге приводится мнение вятского священника Иосифа Стефанова, предполагавшего, что в древности это было место языческого поклонения некоему божеству, а сегодня (в XIX веке) колодец считают «местопребыванием злого духа». До нашего времени ни колодец, ни бассейн не сохранились. Бассейн был значительных размеров и через него был построен деревянный мост. Все это хорошо видно на гравюре 1802 года семинариста П.А. Анисимова.

Воспоминания старожилов о таком крупном гидросооружении в историческом центре, которое не только можно было переплыть на лодке, но и перейти по мосту, не могло не оставить следа в исторической памяти. Не сохранившиеся колодец и пруд, который он питал ключевой водой, постепенно превратились в предание «старины глубокой» и в сознании жителей Вятки погрузились в невидимый «подземный мир», став легендой.

 

Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.


Новости партнеров

Реклама