О, сколько нам открытий чудных готовит...хочется с пафосом произнести в начале этого материала. Вот уже почти год регулярно выходят статьи об истории Кировского телевидения и о том, что бывает скрыто от телезрителя по «ту сторону экрана». История телевидения и история города Кирова неразрывно связаны. И эта связь намного сильнее, чем мы можем предполагать.
![]()
В библиотеке ГТРК «Вятка» в поисках новых материалов к проекту «История в кадре и за кадром» я обнаружил плотно запечатанную и перевязанную капроновым жгутом коробку. В коробке находились открытки разных лет с видами города Кирова!
Конечно, посмотреть открытки 1960-х и 1980-х годов — дело интересное и увлекательное. Но причем здесь телевидение? Казалось бы, это не тема для рубрики, посвященной истории становления кировской телестудии.
![]()
Но следующее фото многое скажет жителям области старшего поколения. Дело в том, что эти открытки — настоящие звезды кировского телеэфира наравне с известными дикторами и репортерами. Их часто видели на экранах своих телеприемников жители города Кирова и области.
![]()
Для того, чтобы лучше понять, зачем телевидению такое количество видовых открыток, вспомним технологии телевизионного вещания 20 века.
Первые передачи кировской студии до 1967 года транслировались исключительно в прямом эфире или с кинопленки. Вещание должно идти непрерывно. Закончилась одна передача — начинается другая!
Сегодня межэфирные заставки, промо и рекламные ролики — дело обычное. Они как бы отбивают один телепроект от другого. Но чем заполнить эфирные паузы, если нет компьютеров или хотя бы видеомагнитофонов? На заре истории кировского ТВ не было ни того, ни другого!
![]()
В эфире появлялся диктор телевидения и объявлял следующую передачу. За это время в студии меняли расстановку камер и света или перезаряжали кинопроекционный аппарат.
Ветераны кировской студии рассказывают такой случай. Однажды, к девушке — начинающему диктору — пришел на работу молодой человек. В эфире шел телефильм, а диктор дежурила в студии. Было душно и молодые люди решили прогуляться по аллее соседнего с телецентром парка. Свежий воздух, непринужденная беседа, время летит незаметно. Тем не менее девушка все время посматривает на часы — к определенному часу надо быть в студии. А на пульте в это время разворачивалась настоящая трагедия…
![]()
В кинопроекционном аппарате неожиданно порвалась пленка! Трансляция остановилась! Что делать? Режиссер нажимает кнопку «студия» - а диктора там нет! Стоит пустой стул! Диктор должен был заполнить паузу чтением «Последних известий» или программы телепередач.
Но на месте никого не было...Режиссер сам по микрофону приносит зрителям извинения за технические неполадки и уходит на дежурную заставку на картоне.
![]()
Кинотехник в это время быстро перезарядил пленку и фильм продолжился. Тогда в студии разразился большой скандал — начинающую звезду кировского эфира едва не выгнали с работы. Разжаловали до должности помощника в студии. Это возымело свое воспитательное действие, впоследствии девушка-диктор стала одной из любимейших кировчанами телеведущих.
![]()
А вот техническая проблема межэфирного пространства, паузы между передачами решилась следующим образом. Фотографу телевидения была поставлена задача отснять знаковые места города. А заведующей библиотекой начать формировать изобразительный фонд с видами города Кирова, города Ленинграда и города Москвы. Впоследствии в коллекции открыток
![]()
Кировского телерадиокомитета оказались почти все крупные города СССР. Режиссер любой программы, не покидая пределов города Кирова, мог проиллюстрировать сообщения, связанные с событиями в других регионах страны и даже в странах соцлагеря. При отсутствии интернета такая коллекция открыток на телевидении была просто незаменима!
Так с чего же начиналось вещание кировского ТВ? Об этом нам может поведать снимок из газеты «Кировская правда» за 1958 год. На экране лаконичная надпись: «РАБОТАЕТ КИРОВСКИЙ ТЕЛЕЦЕНТР». Такие «заставки» с помощью пера и кисти выводил на картоне студийный художник-оформитель. Далее после заставки следовал диктор с объявлением программы и начиналась передача. Когда она заканчивалась, возникала немая пауза. Что дальше?
![]()
Далее можно снова вывести в эфир диктора — но ведь программа уже объявлена, прочитаны «Последние известия»! И тогда в работу вступали открытки в прямом эфире!
Режиссер нажимает на пульте рычаг и вот на экранах один из красивых видов города Кирова. Звучит лиричная, спокойная музыка. Плавно появляется следующая открытка. Каждый кадр держится в эфире по 10 секунд. А это значит, что набор открыток в количестве 10 штук может закрыть собой более полутора минут эфира. За это время можно сделать не мало! Поменять партитуру света. Внести изменения в декорации. Пригласить в студию гостей для следующей передачи!
![]()
Оборудование для создания слайд-фильма между программами требовалось минимальное. Два высоких пюпитра для открыток. Две телекамеры. Помощник и оператор в студии. Помощник оператора выставляет сразу два вида на пюпитры. Оператор их вписывает в кадр крупным планом.
![]()
Когда режиссер переходит на следующую открытку, помощник быстро меняет открытку на новую и так до бесконечности. Музыка плюс красивые виды города — между передачами нравились зрителям, позволяли отдохнуть от информации, перевести дух перед просмотром следующей программы.
![]()
Эта технология также использовалась и на Центральном телевидении. Иногда применялись не открытки, а слайды со специального проектора.
До начала 2000-х и эры компьютерных технологий на кировском телевидении преобладали такие межэфирные заставки из открыток. Их подбором занимались выпускающие режиссеры. Нужно было по теме предстоящей передачи выбрать нужные виды города. Например, для трансляций торжественных мероприятий чаще показывались виды Театральной площади города Кирова,
![]()
Для эфирного пространства перед рубрикой «Песня в подарок» предпочитали подбирать открытки с цветами, клумбами и городскими скверами.
Перед выпуском новостей «Экран Дня» на пюпитры попадали общие планы города Кирова, например, Октябрьский проспект, улица Ленина, вид на горисполком.
![]()
Если передача была о культуре и искусстве в кадре непременно появлялись музеи или исторические памятники города Кирова. Здесь было большое поле для творческой деятельности режиссеров эфира. Кто-то даже сам приобретал необходимые открытки или заказывал знакомым. В процессе трансляции открыток случались и курьезы. Например, неведомо как попавшей в студию мухе вздумалось прогуляться по открытке, а открытка была в это время в эфире! Так как изображение на камере было увеличено, муха приобрела невероятные гигантские размеры и неспешно прогулялась по улице Ленина. В другом случае открытка упала с пюпитра, ситуация в эфире напоминала фильм-катастрофу, на зрителя медленно падали девятиэтажки...
![]()
Сейчас в эпоху интернета нам сложно понять дефицит визуальных образов того времени. Сколько сейчас источников информации и «картинок» в руке у каждого? Множество социальных сетей, пабликов и мессенджеров закидывают нас нужными и не нужными «картинками». Иногда даже мозг устает от такого изобилия. Всего этого не было 30 с небольшим лет назад. Поэтому увидеть знакомые улицы города и его достопримечательности было по душе как зрителям в районах, так и в областном центре.
![]()
Все эти открытки активно участвовали в сотнях прямых эфиров кировского телевидения. Зрители старшего поколения могли видеть именно их на экранах своих телевизоров. А вот эту открытку, наверное, вспомнят многие — она необычна и сразу бросается в глаза. Это проспект Калинина в Москве 1986 год. С этой открытки режиссер, работавший в Кирове, переходил на вещание Центрального телевидения из Москвы. Подобные виды столицы могли использоваться как для начала включения местного вещания, так и для его завершения.
![]()
Следует добавить еще один интересный факт. Фотографии на телевидении всегда придавалось особое значение. Целые передачи могли быть построены на показе фотоснимков.
В штате студии работал профессиональный фотограф. Сегодня богатейший архив фотографий и открыток, бывших когда-то настоящими звездами прямого эфира, хранится в фондах библиотеки ГТРК «Вятка». Изучение этих фондов может дать нам еще много интересных и неожиданных открытий!
Фоторепортаж посвященный дню рождения С.М.Кирова 1967 г. Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению
новости онлайн Киров, область, РФ, мир -
https://t.me/vesti_ko