«Профессия диктор»

«Профессия диктор»
Чтобы погрузиться в азы одной из главных профессий в истории телевидения и радио, мы побеседовали с Александром Владимировичем Ворожцовым и предлагаем вашему вниманию интервью с этим очень интересным человеком! Профессиональная судьба Александра Ворожцова неразрывно связана с важными страницами истории областного радио и Кировской студии телевидения!

Коллектив Кировской студии телевидения рубеж 1960-70-х гг.

Александр Владимирович, как вы попали работать на телевидение. С чего начался ваш путь в профессию?

Официально я был принят на должность диктора радио в 1969 году. Но до этого я уже работал на ТВ звукооператором. Это было сразу же после окончании средней школы в 1965 году. А перед этим был Детский телевизионный театр и радиопередача для школьников. В телевизионный театр я попал по конкурсу, хотя сомневался в успехе – слишком был застенчивым. Но меня взяли. Для уравновешивания. Просто мальчиков было гораздо меньше, чем девочек. И театр помог мне раскрыться!

Детский телевизионный театр

Начинал с бессловесных ролей, а закончил одним из ведущих артистов. И все благодаря замечательным режиссерам того времени: Михаилу Наумовичу Кублановскому, Дарье Савельевне Сорокиной, Юрию Александровичу Заостровскому. Все они пришли на Кировскую студию телевидения из театра и быстро освоились на новом для них поприще.

Детский телевизионный театр. Крайний справа Владимир Урин, сейчас директор Большого театра в Москве.

Детский театр при кировской студии стал для многих профессионалов телевидения настоящей стартовой площадкой. Расскажите, пожалуйста,  кто из знаменитых людей или будущих тележурналистов участвовал в телевизионных постановках вместе с вами, с кем вы дружили?

Я участвовал в спектаклях, был ведущим журнала «Юные ленинцы», приходилось даже быть кукловодом в детской передаче, которую вела диктор Нина Кащавцева. Кстати, с Ниной Васильевной, уже позже, мы долгие годы вели прямые репортажи с праздничных демонстраций трудящихся на Театральной площади. А о детском театре у меня остались самые теплые воспоминания, Судьба некоторых из участников мне хорошо известна. Владимир Урин стал директором Большого театра, моя соведущая Вера Морозова долгое время работала собкором программы «Время», Юрий Бабин один период был директором Кировского ТЮЗа, а затем руководил театрами в других городах, Владимир Коробейников остался трудиться на родном кировском телевидении и нашел себя в звукорежиссуре, имеет множество государственных наград.

И все-таки первым этапом в вашем профессиональном пути было областное радио? Как вы впервые попали в радиостудию?

Слушать передачи через проводной динамик, они в то время были в каждой квартире, я очень любил. Не обделял вниманием и кировские передачи. И вот, слушая программу для школьников, я заметил, что ее ведут две девочки. Явно, для разнообразия им не хватало паренька. Я набрался смелости и написал письмо на радио, предложив себя в качестве ведущего.

 Запись радиопередачи для школьников

Надо сказать, что кое-какой опыт у меня уже был, полученный в школьном радиоузле. Ответ не заставил себя ждать. В письме была просьба принести с собой дневник. В радиостудии, а она располагалась на Главпочтамте, меня встретила молодая улыбчивая девушка, редактор детских передач Вера Сергеевна Федорова. Полистав мой дневник с оценками и не найдя там ничего крамольного, она дала добро на пробную запись…после чего меня приняли в ряды детских дикторов. Надо отметить, что там я впервые встретил моих любимых дикторов, которых я обожал. Они были для меня эталоном. Лилия Лиханова и Виктор Шерстнев – наши неподражаемые звезды радио и телеэфира
 
В вашей биографии есть еще одна интересная страница эта учеба в МГУ и работа диктором на радиостанции «Волга», которая вещала для солдат Советской армии, дислоцированных в ГДР и Чехословакии. Расскажите, пожалуйста! 

В МГУ им. Ломоносова я поступил через 10 лет после начала работы на радио. И учеба в университете дала мне новый импульс в профессиональном совершенствовании и в расширении рамок творчества. В конце концов я получил диплом по специальности «литературный работник радиовещания». В 1975 году я прошел хорошую школу, будучи на службе в Группе советских войск в Германии на радиостанции «Волга». Радиостанция находилась в г. Потсдам и была оснащена самым современным на тот момент оборудованием. Там работали дикторы Всесоюзного радио, но так случилось, что в эту длительную командировку никто не мог поехать.

Диктор Александр Ворожцов в Центральной аппаратной радио

И вот, мой педагог, моя наставница, диктор Всесоюзного радио Людмила Михайловна Кайгородова порекомендовала меня руководству радиостанции. Работать пришлось в окружении невероятно профессиональных людей из Москвы. Мы вещали для наших военнослужащих за рубежом.  Даже западная разведка нас внимательно прослушивала...и записывала эфиры. В одном из западногерманских фильмов я как-то услышал отрывок из нашей передачи... Домой я вернулся с почетной грамотой от Командующего группой Советских войск в Германии. 

Александр Владимирович, слушатели и зрители очень любили программы, которые вы вели, особенно нравился ваш голос - такой по-домашнему уютный, с душевными интонациями!  В чем ваш профессиональный секрет? 
 
В любой профессии важно постоянно двигаться вперед, совершенствоваться и не почивать, как говориться, на лаврах! За свою многолетнюю работу в родной телерадиокомпании пришлось перечитать горы текстов и, независимо от того, нравится мне материал или нет, моя задача была максимально убедительно и доходчиво донести его до слушателя.

За минуту до эфира. Александр Ворожцов в телевизионной студии

В этом мне очень помогали уроки дикторского мастерства от великолепного диктора всесоюзного радио и одного из лучших специалистов этой профессии Людмилы Михайловны Кайгородовой. Она дважды была у нас в Кирове, я несколько раз был у нее на учебе в Москве, да и каждый раз, когда я бывал в столице, она брала меня с собой на радио и в коротких паузах между эфирами учила. Когда я приезжал в Москву, Людмила Михайловна приглашала меня в студию: «Мы с Левитаном будем читать новости, а ты посиди, послушай».

И я сидел в уголочке, раскрыв рот. Читали не спеша, негромко, по-домашнему, душевно... Однажды мне доверили вещать в ночное время на весь Советский Союз. Я читал последние известия в паре с Людмилой Кайгородовой, объявлял время, делал подводки к передачам. Я чувствовал себя на седьмом небе! Ведь я работал в бригаде, которой руководил легендарный Юрий Борисович Левитан!

А как вы стали диктором телевидения и очень узнаваемым и популярным ведущим теленовостей?
 
Тогда Кировское телевидение работало исключительно в прямом эфире. Уму непостижимо, как в маленькой студии умещались одновременно массивные театральные декорации и выгородки для новостей или другой передачи!

На телевидении постоянно был дефицит дикторских кадров, особенно мужских. В таких случаях звали на помощь меня, тем более, когда на весь эфирный день оставался один диктор. Ведь нужно было читать новости, вести программу, участвовать в других передачах…

Телевизионная служба новостей 1970-е. Дикторы Елена Услова и Александр Ворожцов

А еще одно время практиковалось ведение новостей на два голоса. Тексты заучивали чуть ли не наизусть, тогда не было никаких теле-суфлеров, а беспрерывно смотреть в текст, отнюдь не приветствовалось. Пока партнер, Елена Александровна Услова читает свою информацию, я еще раз вникаю в суть своего текста, время от времени, заглядывая на страничку Лены, чтобы вовремя подхватить ее. Не должно быть никаких заминок. Правда, иногда они случались, когда пленка с сюжетом по каким-либо причинам задерживалась и кому-то из нас приходилось прикрывать паузу собой в кадре. 

Я знаю, вы увлекаетесь музыкой?  Многие помнят радиопрограмму «От песни к сердцу» автором и ведущим, которой вы были. Это ваше хобби, ставшее профессией?

Благодаря своей работе я познакомился со многими актерами, известными певцами и музыкантами. Когда они приезжали в Киров, мы делали о них передачи. На встрече с Эдитой Пьехой я так переволновался, что оставил свой «Репортер» в гримерной. Она мне вслед: «Молодой человек, а магнитофон-то забыли!»

Владимир Кузьмин и группа «Динамик» 1982 г. в Кировской филармонии

Концерт Владимира Кузьмина и группы «Динамик» мы очень удачно записали в Кировской филармонии, потом вышел альбом с концертом в Кирове и Кузьмин стал знаменитым. Тогда-то, я считаю, его и заметила Алла Пугачева.

Коллектив радиостанции «Вятка-регион». Александр Ворожцов крайний слева.

Когда у нас организовалось стереовещание, я перешел в музыкальные редакторы. На радиостанции «Вятка-регион» Галины Казаковой был большой простор для творчества. Интервью, новости, передачи перемежались очень модной музыкой.  Каждую субботу мы рассказывали в эфире передачи «От песни к сердцу» об исполнителях, которые были когда-то популярны, о поэтах и композиторах, которые оставили неизгладимый след в истории страны. Это была отдушина для ценителей действительно хорошей музыки, поэзии... Неслучайно в редакцию приходили письма радиослушателей: «Как мы рады, что есть такая передача, она как свет в темном царстве...».

Сегодня традиции, заложенные этой передачей, продолжает в эфире кировского радио программа Глеба Бударина «Музыкальный клуб».

Дикторы Кировского радио С.Герасимов Р.Деришева А.Ворожцов

Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, какой-нибудь необычный случай из вашей работы в прямом эфире?

Как я уже упоминал, на родном радио приходилось читать самые разные тексты. Не раз мы с коллегой Риммой Деришевой выдавали в эфир материалы очередных партийных пленумов. Газетные колонки, вырезанные из еще не вышедшего номера «Кировской правды» и наклеенные на бумагу, мы на скорую руку разбивали на два голоса и быстро пробегали глазами – времени на основательную подготовку не было – эфир буквально через пять минут. Передача проходит гладко, помогают сосредоточенность и наработанное мастерство, пока один казус чуть все не испортил.  Пара страниц склеилась намертво, и пришлось изрядно попотеть, чтобы разрулить ситуацию. Часть склеенного текста мы так и не прочитали — но в эфире все было чисто, никто ничего не заметил!

Что бы вы пожелали будущим журналистам и ведущим программ? Что главное для ведущего радио и ТВ?
 
Прошли годы, дикторская профессия канула в лету. На замену пришли ведущие. На телевидении тексты можно не учить, что сказать – подскажет невидимый для зрителя суфлер. Исчезла дикторская школа, которая создавалась десятилетиями для того, чтобы профессия была искусством общения со зрителями и слушателями.

Диктор Александр Ворожцов ведет телепередачу в прямом эфире

Дикторы всегда были эталоном правильной речи. Люди старались равняться на них. Это поднимало и культуру общения в целом.

В девяностые годы XX в. телевидение и радио переформатировали по западному образцу. Речь в эфире стала убыстренной, мало разборчивой, с бесконечными спотыканиями с привнесением ненужных «призвуков», ударения в словах ставились как попало.

Я бы пожелал современным теле и радио-ведущим уважать слушателя, логически осмысливать информацию, чтобы потом донести ее суть. Помнить, зачем ты это рассказываешь, кому это предназначено, взяв на вооружение все приемы дикторского искусства: грамотная речь, поставленный голос, умение правильно интонировать, только тогда вас будут слушать и вам верить!

Беседовал Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению


новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

Новости партнеров

Реклама