Наша профессия — новости! Команда «НПН»

Наша профессия — новости! Команда «НПН»
В 1996 году я практически сразу после демобилизации со срочной службы во Внутренних войсках пришел работать на телевидение. Мне было 20 лет. Пройдя небольшую стажировку в команде звукорежиссеров, я сменил направление и весной этого же года перешел в Главную редакцию информационных программ Кировского телевидения, ассистентом режиссера. С этого решения и началась моя настоящая работа в прямом эфире, которая продолжается уже 27 лет! Кому же как не мне написать короткий очерк истории этого прекрасного и лучшего в свое время творческого коллектива?!

Команда ежедневной информационной программы «НПН» расшифровывала эту аббревиатуру как «Наши последние новости». Последние значит: самые оперативные и свежие. Я сейчас расшифровываю для себя это так: наша профессия — новости! Редакция буквально жила на работе! Длительные командировки по области от 3 до 5 суток.  Работа в выходные и праздники. Вечерние и утренние монтажи. При этом неугасающий энтузиазм, сдобренный молодым оптимизмом и чувство плеча, присущее далеко не каждой редакции, даже в то время.

Программа «НПН» пришла на смену информационных программ «День» (Телеканал «Россия») и программе «Городские вести» (5 городской канал), объединив самое лучшее, что было в этих передачах и самых талантливых журналистов.

Первый выпуск «НПН» вышел в эфир в сентябре 1994 года на переломном этапе в истории телевидения. Уходил киноформат, ему на смену пришли видеомонтажные BETACAM и видеокамеры VHS и SVHS. Что, несомненно, повысило оперативность работы съемочных бригад и позволило выдавать сюжеты прямо «с колес».

Как писали о себе и своей работе сами журналисты «НПН»: «Бригада «НПН» ежедневно с утра до вечера, а, случается, и ночью добывает свежую информацию о событиях в городе Кирове и области. Мы снимаем хронику нашей жизни и герои видеосюжетов «НПН» это все мы — от министров до бомжей...».

Девизом информационной программы «Наших последних новостей» была фраза: «БУДЬТЕ С НАМИ, ВЕРЬТЕ НАМ!». Программа новостей ГТРК «Вятка» выходила два раза в день исключительно в прямом эфире. В отличие от прошлых лет в студии работали не дикторы, а информационные ведущие. Разница в том, что диктор не выезжает на съемку и не пишет тексты сюжетов. Он просто читает новости в кадре. А вот ведущий — это и журналист, и диктор в одном лице. А еще и редактор, ведь ему приходиться адаптировать информационные тексты, часто насыщенные канцеляризмами, под устную речь. Зритель не может перемотать прямой эфир — ему все должно быть понятно с первого раза!

Как строился рабочий день в редакции «НПН»? Утром к 8 или 9 часам собирались журналисты. Кто-то выезжал на съемку, а кто-то обзванивал организации и предприятия в поисках интересных тем. Впрочем, недостатка тем никогда не было. Зрители часто сами звонили и предлагали свои новости, делились проблемами, ждали помощи от журналистов. К 13.00 приезжали съемочные бригады с мест событий, и репортеры уже начинали «отсматривать» исходные материалы, писать тексты сюжетов. Писали от руки — ассистент режиссера брал уже готовые тексты и относил в машинописное бюро. Когда тест отпечатан в нескольких экземплярах (один для микрофонной папки) с авторским журналист шел на озвучание и монтаж. В 14.00 все журналисты, операторы, режиссеры и ассистенты собирались в кабинете главного редактора — начиналось планирование уже следующего дня. Тем временем монтаж переходил в сведение эфирной кассеты (мастера) с сюжетами первого выпуска. С этой кассеты в прямой эфир будут выдаваться репортажи, а в студии ведущий будет читать в кадре к ним тесты. Совмещение студии и видеосюжетов в прямом эфире, на режиссерском пульте было задачей режиссера «НПН». Ассистент режиссера выдавал титры и погоду. Последний выпуск бригада прямого эфира выдавала уже около девяти часов вечера и, если не случалось никаких технических накладок, уставшие, но довольные все расходились по домам.

С 1993 года руководила главной редакцией информационных программ телевидения опытный журналист Галина Леонидовна Земцова. В 1974 году она закончила филологический факультет Кировского государственного педагогического института, в журналистике с 1977 г.

Галина Леонидовна Земцова смогла создать сильный творческий коллектив. В случае необходимости она — требовательный руководитель, но в целом стиль общения дружеский и доброжелательный.  Во многом, Галина Леонидовна, как более опытный журналист выступала наставником и учителем для тех, кто только пришел в профессию. У подчиненных и коллег создавалось ощущение, что о тебе заботятся, в случае необходимости защитят и помогут, поддержат в трудную минуту или разделят радость. Команда информационного вещания была сплоченным коллективом — часто в других редакциях его сравнивали даже с семьей. Коллеги ходили друг к другу в гости. Вместе отмечали праздники, дружно работали на субботниках. В кабинете журналистов всегда было шумно, постоянно звонил телефон — входили и выходили люди. Ассистент бежал в машбюро с очередным текстом. Оператор заносил кассету с исходником. Журналист срывался с места и выезжал на съемку…

Галина Леонидовна вспоминает, какое внимание выпускам «НПН» уделяли зрители Кировской области: «Наши телефоны работают почти без перерыва, мой автоответчик, например, к утру бывает исписан до предела»

В одной из заметок в газете «ЭФИР», посвященных программе «НПН» читаем: «НПН — это не скорая помощь, но всем попавшим в беду и позвонившим в редакцию мы стараемся помочь. Обвалился балкон в жилом доме на ул. Красноармейской, течет крыша – сколько было и еще будет самых разных , порой непредсказуемых ситуаций и мобильная съемочная группа «НПН» незамедлительно выезжает на острый сигнал...В своих материалах «НПНовцы» близко к сердцу принимают проблемы своих земляков»,— разве это не образец работы журналистов? Работать для зрителя и быть ему интересными и полезными бригаде «НПН» удавалось с успехом — несмотря иной раз на строгие чиновничьи окрики «сверху» за критические материалы.

В сутки выходило 2 разных выпуска «Наших последних новостей», по 10 и 20 минут каждый. Первый выпуск выходил в 17:30, второй в 20:50. Работали исключительно в прямом эфире! С начала 2000-х выпуски «НПН» выходили в 18:20 (20 мин) и итоговый выпуск в 20:35 (15 мин). Из передач кировского телевидения новости традиционно имели самый высокий рейтинг. В то время в студии работали: журналист Татьяна Катаева-Платунова, творческая, энергичная и креативная. Впоследствии Татьяна Генвальдовна станет автором многих крупных телепроектов — победителей российских и международных телефестивалей. В ее творческом багаже есть настоящий мюзикл и создание молодежного телепроекта «Давай поговорим».

Ведущий и журналист Александр Николаевич Лугинин отличался своей многогранностью — его темы это спорт, медицина, культура, творчество.  Легкая, живая манера работы в прямом эфире запомнилась и полюбилась многим телезрителям. Еще с азартом и знанием дела Александр Лугинин комментировал спортивные состязания и матчи.

Ведущим с сильным голосом и неповторимым шармом был в студии «НПН» Александр Сергеевич Глухов. Как журналист он освещал темы промышленности, часто делал репортажи о заводах и фабриках. Снимал социально значимые, проблемные репортажи. Здесь стоит отметить особенность региональной информационной журналистики 1990-х, каждый корреспондент имел как бы негласную специализацию и работал в основном в своей теме.

Еще одной яркой личностью в команде «НПН» был ведущий и журналист Андрей Вячеславович Степанов. В жизни балагур и шутник, в эфире он превращался в сосредоточенного на теме ведущего. Редкий случай в телевизионной практике — ведущий с бородой смотрелся органично в информационной студии. Его сюжеты отличались оригинальным заходом на тему, неожиданными и остроумными фразами, а также весьма яркими появлениями корреспондента в кадре. Особо Андрей Степанов любил дальние командировки по области, он объехал весь северо-восток Кировской области. Передавал репортажи из таежных леспромхозов, с крупных строек, из дальних поселков.

Школы, детские сады, здравоохранение, народное творчество — на этом специализировалась Людмила Анатольевна Кривошеина, в прошлом педагог, она профессионально и грамотно освещала темы детства, социального обеспечения и культурной жизни области. Очень плотно работала с солдатскими матерями - актуальная тема в период Первой Чеченской. Людмиле Анатольевне доверяли телезрители, у нее был авторитет человека неравнодушного и в то же время профессионального журналиста.

В темах городской архитектуры, истории зданий не было равных журналисту Феликсу Колышницыну, кинолюбитель, инженер по первому образованию, часто сам брал в руки камеру и отправлялся на съемку. С Феликсом в начале 2000-х я смонтировал первый  фильм, как режиссер. Это была работа об автогонщиках с романтичным названием «Дорога за горизонт».

Особенно сдружились мы с молодым журналистом Максимом Онохиным -внуком знаменитого фотокорреспондента Даниила Онохина, прошедшего с фотокамерой в годы Великой Отечественной войны от Вятки до Эльбы. С Максимом я, как режиссер, впервые стал ездить в командировки по районам области. Мы снимали уникальные материалы в Санчурском районе, школьный музей села Кувшинское, начало реставрации Троицкого собора в Яранске, технологический подрыв старого моста в Котельниче.

Все это незабываемые впечатления. Я благодарен Максиму Онохину, что в своей работе он увидел опору во мне, в моем небольшом тогда опыте и привлек к созданию очень интересных и памятных для меня репортажей. Эти длительные командировки дали мне бесценный режиссерский опыт совместной работы с телеоператорами.


Конечно же, глазами телезрителей в программе «НПН» были наши операторы. Первый, о ком хотелось бы сказать, это ветеран телевидения и мастер высшей категории Алексей Николаевич Крысов. Он пришел на телевидение еще на заре его истории. Много снимал телефильмов и киноочерков. С формата кино успешно перешел на формат видео, а потом и на цифровой формат съемок. Съемки Алексея Николаевича Крысова отличались тем, что с кассеты исходник можно было брать в сюжет сразу без монтажа. Как говорили режиссеры - «снимает монтажно», это все благодаря многолетней работе в телекино и, конечно, личному профессионализму и богатому опыту.

В командировках в основном мы работали с оператором Андреем Никулиным. Он всегда внимательно прислушивался к пожеланиям молодого режиссера и, когда надо, тактично давал дельные советы, что для меня было весьма ценно. С радостью отмечу тот факт, что и сегодня в тандеме с Андреем Никулиным мы совместно работаем над прямыми эфирами из студии программы «Вести-Кировская область»

Плеяду молодых операторов в программе «НПН» представляли Дмитрий Платунов и Игорь Рябцев. Полные творческой энергии они были просто погружены в свою профессию. Дмитрий Платунов постоянно вносил новые, современные приемы съемки в устоявшийся информационный стиль. При этом был мастером — золотые руки и часто сам совершенствовал съемочное оборудование под самые сложные задачи. Игорь Рябцев не представлял свою жизнь без телекамеры. Прежде чем попасть в цех телеоператоров, он работал на телевидении электриком. Взяв в руки вместо стремянки, штатив и камеру Игорь раскрылся как талантливый, ищущий, креативный телеоператор. Его ракурсы были необычны и всегда несли в себе определенный скрытый смысл, присущий теме репортажа.

Талант Игоря Рябцева привел его к работе уже в Москве, где он снимал документальные и даже художественные фильмы вместе с известными режиссерами. Побывал с камерой во многих странах мира. И стал главным оператором-постановщиком на проекте Юлии Высоцкой «Едим дома». 

Режиссерскую бригаду «НПН» возглавляла в конце 1990-х старший режиссер Нина Леонидовна Дубровина, отдавшая телевидению более двух десятков лет. Она словно была предназначена для работы в информационной программе. Умело работала с ведущими, была уверена и хладнокровна на пульте во время прямых эфиров. Могла управлять одновременно действиями ассистента и монтажной аппаратной, в доли секунды принимая верное решение. Нина Леонидовна проложила путь в профессию режиссеров телевидения мне и моему напарнику Олегу Орешкину. Она доверяла нам вести прямые эфиры. Дала много полезных уроков не только для работы на ТВ, но и для будущей жизни. Многие ее крылатые фразы и добрые советы я до сих пор вспоминаю с благодарностью!

Режиссер монтажа и прямых эфиров Дмитрий Кузнецов научил меня справляться со сложностями подготовки эфира и, если надо, садиться за монтажный пульт и самому монтировать сюжет. Это позволило мне освоить монтаж на оборудовании BETACAM. Точка входа, точка выхода — REC и так несколько десятков раз, пока не закрыт закадровый текст сюжета. Каждый режиссер должен уметь монтировать сам - учил меня Дмитрий. После завершения карьеры на телевидении Дмитрий Кузнецов ушел в бизнес.

Особым человеком в редакции был Геннадий Михайлович Попов. Сейчас он на заслуженном отдыхе. В пору работы в «НПН» он многое дал нам, начинающим режиссерам. Темпо-ритм монтажа, длительность планов, панорама, отъезд и их сочетание. У Геннадия Попова была за плечами большая школа телекино. С киносъемочными бригадами он объехал всю область. В каждом сюжете он находил эпизод, который вызывал воспоминания о пройденных с киногруппой путях-дорогах. Работать с ним было неимоверно интересно. А еще это очень добрый и душевный человек. В общении с ним не чувствовалась значительная разница в возрасте. У Геннадия Михайловича я учился выдержке и хладнокровию в самых сложных ситуациях в эфире.

Конечно, не обходилось и без накладок в прямом эфире. Как же без этого? Весь выпуск (сюжеты) сводился на одну кассету ВETACAM, она называлась «мастер». Сюжеты на кассете, заставки и перебивки были записаны через черные поля по пять секунд. Пока в студии читает текст, ведущий программы, режиссер за 8 слов дает команду в аппаратную - «Запуск!». Запускается сюжет, если дать команду раньше, то сюжет попадет на слова ведущего. Если позже, то ведущий будет долго молчать в кадре и возникнет неловкая пауза…

Однажды ко мне перед эфиром подошел один из ведущих и говорит: «Леш, давай сюжеты местами переставим — я думаю так лучше будет!» Я согласился: конечно же, лучше и даже логичнее!

Мы дружно внесли изменения в микрофонную папку и сценарий режиссера. Я довольный побежал на пульт. По причине небольшого опыта и традиционного цейтнота перед эфиром я не обратил внимания на важную деталь — сюжеты на «мастере» остались в прежнем порядке…

Эх, что это был за эфир! Такое не забывается! Ведущий читает подводку к информации из Зуевки, я нажимаю «запуск» - в эфире Красная площадь, Москва...выхожу на ведущего, он просит прощения за технические неполадки и продолжает: «Сегодня в обсерватории педагогического института установили телескоп» - запускается сюжет из...Зуевки! На мониторе я вижу, как даже под гримом лицо ведущего становиться пунцовым! Он судорожно перекладывает бумаги. Мы решили не прерывать сюжет. Снова выдаю в эфир студию успокоившийся ведущий читает подводку к сюжету о новом животноводческом комплексе, я нажимаю «запуск» - опять не попали! Выставка картин.

Как мы вышли с пульта, я не помню. Но хорошо, что выпуск был не такой большой, c погодой 10 минут и мой режиссерский позор длился не так долго. Из хорошего — погоду мы угадали, она запустилась вовремя! Кстати, никто не кричал, не ругал меня. Мы сели с ведущим в аппаратной разложили сценарии, промотали кассету и решили, так больше не экспериментировать! А изменения в сценарии сверять с содержанием эфирного «мастера».

Несколько добрых слов не могу не сказать и о редакционном водителе Юрии Братухине — это настоящий ас вождения. Благодаря ему съемочные бригады в неимоверно короткие сроки достигали самых удаленных районов области, быстро и безопасно преодолевали бездорожье и лесные проселки, что значительно увеличивало оперативность выдачи материалов в эфир. Он обладал удивительным талантом водить автомобиль в самых сложных условиях. Еще хочется вспомнить эпизод: на моей свадьбе в декабре 1997 года главной машиной в праздничной колонне была редакционная «Нива-Кедр», выделенная мне в качестве помощи от телекомпании директором Владимиром Семеновичем Чирковым. За рулем «Нивы» был, конечно же, Юрий Братухин!

Много хороших и замечательных людей работало в Главной редакции информационных программ ГТРК «Вятка» в конце 1990-х. Это были ассистенты режиссеров, художники, гримеры. Но мне вспоминается более всего Воля Ильинична Фролова. В «НПН» Воля Ильинична набирала тексты для телесуфлера. Компьютер назывался «Гамма». Однажды, гости редакции, не знакомые с телевизионной спецификой, спросили, чем она занимается, им ответили: «Воля Илинича? Да она тексты на «Гамме» набирает!» Получилось слитно «нагамме» и гости весьма изумились: «Как же тексты ногами набирать? Это же неудобно!»

Воля Ильинична Фролова работала на кировском телевидении с самого основания, с 1958 года.

Прошла многие телевизионные ступени: была заведующей фильмотекой, работала начальником фильмопроизводства, редактором кинопередач, заведующей отдела программ и выпуска. С выходом на пенсию не пожелала расставаться с телевидением и в «НПН» работала на должности оператора ЭВМ. Приятно было ощущать, что ты общаешься с человеком, стоявшим у истоков Кировского телевидения. Воля Ильинична всегда участвовала во всех редакционных праздниках и капустниках, любила добрую шутку, а нам, молодым ассистентам, нередко помогала - подсказывала, какую кинохронику и где можно найти в нашем киноархиве.

ФОТО_Редакция стала для всех нас отличным стартом в творческом росте. Научила взаимопомощи и выдержке. Оставила лучшие воспоминания о коллегах — «новостийщиках», как нас тогда называли. При этом многим работа в этом жанре не мешала писать стихи, выступать на сцене, снимать документальные фильмы и побеждать на кинофестивалях. Сегодня мы точно знаем, когда закончилась эпоха «НПН» — последний информационный выпуск НАШИХ ПОСЛЕДНИХ НОВОСТЕЙ вышел в эфир в пятницу 30 августа 2002 г. в 20:35.

Восемь лет выпуски «НПН» в эфире Кировского областного телевидения собирали у телеэкранов сотни тысяч телезрителей и были самой рейтинговой информационной программой в регионе. А 2 сентября 2002 года с началом нового телесезона в эфир вышли информационные выпуски программы «ВЕСТИ. КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ». 

Эти изменения произошли синхронно во всех областных телекомпаниях России. Под крылом ВГТРК создавался мощный холдинг с региональными телерадикомпаниями и формировалось единое информационное пространство. Это принесло много нового в работу редакции информации, но в целом и коллектив, и стиль работы все еще сохраняли узнаваемые черты «НПН». Приходили новые люди, появлялись новые интересные проекты, но слоган рожденный в редакции Наших последних новостей: «БУДЬТЕ С НАМИ, ВЕРЬТЕ НАМ» и сейчас остается актуальным!

В заключение материала я, пользуясь правами автора, хотел бы сказать всем, кто работал в редакции «НПН», большое спасибо! За отличный творческий коллектив, за команду и чувство плеча, за бесценный опыт и желание творить, которые я приобрел в годы работы в этом неординарном коллективе творческих личностей, профессионалов и просто хороших и верных друзей!


Алексей Фоминых, режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.

новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

Новости партнеров

Реклама