Вятская демонология: то, что важно сохранить для потомков

Вятская демонология: то, что важно сохранить для потомков

Древние славяне верили в реальность сверхъестественных существ и были убеждены, что рядом с ними существуют иные жизни. 

Самое интересное, что предания и легенды о них передаются из поколения в поколение: домовых забирают с собой из дома в дом, в каждом лесу живет свой леший, в бане – банник и так далее. 


Такие существа делятся на злых и добрых духов, которые или портят жизнь человеку, или помогают ему. 


И вместе с тем – все это часть мифологии и фольклора. О них писали в житиях и других памятниках древнерусской литературы. Их образы вечны. 


Для этого даже придумали область науки, изучающую сущностей нечистой силы – демонологию. А еще существует народная демонология, наполненная страшилками, рассказами и фантастическими историями.


Подобные образы упоминаются в вятских сказках, легендах и преданиях. Их можно найти в книге «Вятские песни, сказки, легенды» - собраний произведений народного творчества Кировской области, собранных в 1967-1973. Авторами и составителями книги выступили И.А Мохирев и С.Л Браз. 


Эта книга вобрала в себя истории, песни, частушки и пословицы вятского народного творчества. Они отражают жизнь, культуру и историю нашего края, нравственный облик его жителей. 


Материал был специально собран и записан у народных сказителей. Такая деятельность помогает не только познакомиться с народной литературой, поведать детям о ее развитии, но и дает представление подрастающему поколению о том, как жили и чем, быть может, развлекались их предки. 


Среди народных историй, указанных в книге, стоит обратить внимание на сказку «О двух помещиках «Дьявол»». Ее записал И. Мохирев в августе 1957 года в рабочем поселке Пушна Подосиновского района от Петра Михайловича Зиновьева, рабочего на лесопункте.



Она рассказывает поучительную историю о том, что никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь и о том, как хитрость, жадность и насмешки над слабыми бывают бессильны перед настоящим чувством любви.


Жили 2 помещика и один другому оказался должен. Первый – Петров Сергей Михайлович был богат, а второй – Иванов Петр Михайлович – захудал.  


Приключилась однажды с Петровым история: встретил он на пути из города молодого человека в лохмотьях. Любил Петров поиздеваться над бедными и предложил босяку «счастье», а взамен, забавы ради, наказал жить в комнате безвыходно 3 года, не стричься, не умываться и не обрезать ногтей на пальцах рук и ног, делать, что Петров прикажет и не задавать вопросов. Взамен помещик пообещал свободу на всю жизнь и счастливую жизнь с красавицей женой. Верил он в исполнение своего обещания слабо.


Когда молодой человек потерял облик людской, его стали показывать гостям и прозвали «Дьяволом». 


Когда пришло время бедного помещика платить богатому – платить оказалось нечем. Хитрый Петров предложил выдать одну из дочерей Иванова за его Дьявола. Деваться было некуда. 


Однако шалость Петрова не удалась. Дьявол обернулся красавцем и проучил всех, кто над ним смеялся: получил за исполнение задания Петрова и дом, и жену красавицу, которая полюбила его по-настоящему именно в облике страшилища.


История закончилась «happy end-ом» с поучительным концом, как и полагает сказке.


Другое произведение вятского фольклора - предание «Как дедушка Афоня к Лешему в гости ходил» собственноручно записала в 1960 году и подарила фольклорному фонду Кировского пединститута Е.В Рудакова из города Омутнинск.


Эту историю рассказывает своим внукам сам дед Афанасий. Он учит будущее поколение верить в свои силы и желания, добиваться целей, жить увереннее и решительнее.


Было у старика желание жить лучше и богаче. В один день стало тоскливо мужичку, одиноко и подумал он «хоть бы леший какой в гости позвал», а Леший услышал, появился и позвал. 


Как в тумане увел он Афоню к своему куму пировать. Кое-как старичок от него ушел. Домашние Афанасия потеряли, а когда тот вернулся, не поверили истории о том, как он к Лешему в гости ходил, посмеивались. 


Стал жить мужичок, как и прежде, пока не пришел к нему Леший снова. За гостеприимство Афоня должен был заплатить, но не знал, чем – небогат был. 


Леший предложил ему принять силу, а взамен обещал Афанасию богатую жизнь. Тот и согласился. Леший обучал его, готовил, но с самым последним испытанием старичок не справился и упустил возможность жить лучше. 


Несмотря на то, что оба произведения сатирически рассказывают о доверчивых и мечтательных людях, эта сатира добрая. 


Богатая история Вятского края, культурное развитие, народы и племена, живущие здесь - помогли создать народное поэтическое творчество вятчан, фольклор на вятской земле. Более подробно ознакомиться с ним вы можете в книге «Вятские песни, сказки, легенды».


Текст и фото Полины Бересневой



новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

counter

Новости партнеров

Реклама