Классика школьной программы по литературе - "Маленькие трагедии" Пушкина в современном прочтении Кировского театра кукол имени Афанасьева. К премьере там готовится новый спектакль главного режиссера Елизаветы Гордеевой. О том, как вечные истины могут помочь сегодняшним подросткам найти себя и понять других - репортаж Ивана Швецова.
Спектакль имеет возрастной ценз 12+. Он ориентирован, в первую очередь, на подростков. Это сложная аудитория, подобрать к ней ключ - высший пилотаж. Тинэйджеры часто бунтуют, отрицают опыт старших поколений и весь мир взрослых, включая классическую литературу.
- Да так ли уж велик ваш Пушкин и чем он, в самом деле, знаменит?!
Для подростков это не каприз. А биологическая необходимость. Чтобы стать взрослым, человек должен, просто обязан подвергнуть сомнению авторитеты. И первыми «под раздачу» попадают те, кто ближе всех - родители и учителя. А еще школьные психологи.
- Я рад с вами познакомиться, я ваш новый школьный психолог.
В центре спектакля - образ подростка, переживающего внутренний кризис и стоящего на пороге взросления и образ школьного психолога - с виду гротескно закомплексованного и заикающегося, но искренне желающего помочь детям.
- А Вова, тебе нужно дослушать этот момент: "Себе помоги сначала, псих!".
Через призму пушкинских сюжетов поднимаются вечные вопросы: поиск себя, одиночество, творчество и нравственный выбор. Сценография одновременно лаконичная и символичная. Кубы панельных пяти и девятиэтажек то агрессивно сдвигаются, то раздвигаются, как фрагменты разрушенного мира, где бывает так больно.
ЕЛИЗАВЕТА ГОРДЕЕВА, ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР КИРОВСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИМ. А. Н. АФАНАСЬЕВА:
«Ребенок нуждается в любви, мы рассматриваем трагедии Пушкина через то, что маленькие трагедии происходят с подростками. Трагедии - это такая наибольшей остроты эмоция, наибольшей остроты существование. Поэтому мы решили зайти с этого края».
Пушкин в этом спектакле - не адаптация классики под современность, а приглашение к диалогу со зрителем на актуальные темы. Приглашение остановиться. Послушать. Увидеть. Понять.
ЕЛИЗАВЕТА ГОРДЕЕВА, ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР КИРОВСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИМ. А. Н. АФАНАСЬЕВА:
«В спектакле будут все 4 трагедии, это "Скупой рыцарь", "Пир во время чумы", "Каменный гость и "Моцарт и Сальери" и маленькие трагедии это парадокс. Не бывает маленьких трагедий».
Куклу Моцарта для этого спектакля создал художник-конструктор Александр Федоровых. Оживать эта кукла начала еще в мастерской.
АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВЫХ, ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР КУКОЛ:
«Ну как, посмотри на меня. Не бойся, поработаем, да?».
Как бы ни был талантлив актер, он человек. Даже если это гений сцены, он всё равно не Моцарт. Но в кукольном театре немного другие правила. Кукла - это икона. Символ. Это не человек, а проекция. И когда в руках у актёра оживает кукла Моцарта, она вдруг становится больше, чем человек. Она, как голос извне. Как идея, материализовавшаяся. Как музыка, обретшая форму.
- Как думаешь Сальери, когда умрём, мы превратимся в звезды?
- Звезды, нет. Это глупо.
МАРИЯ АНТРОПОВА, АКТРИСА КИРОВСКОГО ТЕАТРА КУКОЛ ИМ. А. Н. АФАНАСЬЕВА:
«Когда тебе приносят вот это маленькое тельце и тебе нужно как-то его оживить. И ты видишь, как у него поворачивается голова, появляется его голос, движения, повадки. Как будто бы какая-то магия».
Четыре «маленькие трагедии» - это четыре зеркала. Когда Подросток - центральный образ спектакля и заодно с ним подростки в зрительном зале увидят Моцарта и Сальери, Каменного гостя, пир во время чумы, они увидят самих себя, сюжеты из своей жизни. В этом ключ к сердцу аудитории 12+. Подошел ли этот ключ, созданный режиссером Елизаветой Гордеевой, станет известно очень скоро. Премьера спектакля через 3 дня.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

