Храм Пресвятой Живоначальной Троицы - самая первая культовая постройка Гатчины. Её сооружение относится к 1760-м годам. Церковь Святой Троицы задумывалась еще при первом владельце резиденции - графе Орлове. Начиная с Екатерины Второй там совершали молитвы все российские императоры. В настоящее время помещения восстанавливают от разрушений, понесённых в 1941-1944 годах. Активная реставрация комплекса проводится последние 3 года.
«Восстановлена вся лепнина, кроме того, еще два витража и создается ощущение, что при любой погоде она подсвечивается солнцем, паркетный пол и вот сейчас вышли к последней стадии иконостаса».
Её собирают по крупицам. Каждый шаг и действие реставраторов - исторический момент. Например, золочение декоративных элементов. И здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
«Здесь нужно усидчивость и терпение, потому что работа делается в несколько этапов. Резьбу сделали, потом резьбу берем в работу, мы ее проклеиваем, наносим грунтом. До 12 слоев».
Перед тем как приступить к самому золочению - еще ряд работ. Впереди еще лишовка - периодическое выравнивание поверхности, цировка- заполнение неровностей в материале. Уже потом - само золочение.
Удивительная возможность - как бы подсмотреть за работой мастера. Это работой как будто назвать и не получается - самое настоящее искусство. Рецептуре золочения - более ста лет.
НЕЛЛИ ЭФЕНДИЕВА, ПОЗОЛОТЧИК 6 РАЗРЯДА:
«Затем это все наносится. Здесь два вида золочения - масленое перфатное и полиментное. Полиментное наносится на пасту с добавлением тухлого белка и потом полируется агатовым зубком».
Но это все уже результат, близкий к финалу. Но работы ведутся не только в Гатчине.
Чтобы восстановить былое величие храма, километры как будто исчезают. Последние элементы резного декора утраченного иконостаса создадут резчики из Кирова.
«Там есть сияние на Царских вратах, багеты резные, вазоны, гирлянды, но это мы уже отправили. Рамы есть резные».
Больше 20 лет в ремесле Алексей Шатунов. И уверяет - это больше, чем просто работа - призвание. Иначе как назовешь каждодневный десятичасовой труд без выходных. В творческой копилке уже несколько десятков иконостасов по всей стране - Москва, Пермь, Санкт-Петербург.
«Это не работа, это жизнь. Я после 5 вечера не тороплюсь домой, купить кефир. Мне вот это интересно».
Другой мастер - Константин работает над посохом царских врат, который является неким их разделением. Вся работа выполняется вручную - каждая деталь и мельчайший узор по строгому образцу.
«Это окантовый лист идет в основном. Этот элемент называется бутон, по-разному называется. Ну и косичка уже спрятана тут».
Инструмент для работы - отдельная тема и целое искусство. НЕ то, что простой нож, простая стамеска - не всегда подойдет. Мастера признаются - все приходит с опытом. И инструмент в итоге каждый в прямом смысле слова создает для своей руки.
КОНСТАНТИН ШАТУНОВ, МАСТЕР РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ:
«Например, для каких-то элементов нужны широкие стамески, для каких-то узкие. Каждый резчик покупает, а большинство делает под себя сам, которыми ему удобно пользоваться».
В руках мастера, казалось бы, простой брусок превращается в изящное творение искусства. Большая часть работ уже позади. Детали, изготовленные вятскими резчиками, в ближайшее время будут отправлены в Петербург, позолочены и уже весной 2021 года установлены на историческое место.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

