В Кирове изготавливают декор иконостаса для Троицкой церкви Гатчинского дворца

1 080

В Кирове изготавливают декор иконостаса для Троицкой церкви Гатчинского дворца


В Кирове идут работы по изготовлению резного декора иконостаса Троицкой церкви Гатчинского дворца. Уникальное произведение искусства было утрачено в годы войны. Детали, изготовленные вятскими резчиками, будут отправлены в Петербург.

Храм Пресвятой Живоначальной Троицы - самая первая культовая постройка Гатчины. Её сооружение относится к 1760-м годам. Церковь Святой Троицы задумывалась еще при первом владельце резиденции - графе Орлове. Начиная с Екатерины Второй там совершали молитвы все российские императоры. В настоящее время помещения восстанавливают от разрушений, понесённых в 1941-1944 годах. Активная реставрация комплекса проводится последние 3 года.

АЛЕКСАНДРА ФАРАФОНОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ НАУЧНЫМ ФОНДОВЫМ ОТДЕЛОМ ГМЗ "ГАТЧИНА":
«Восстановлена вся лепнина, кроме того, еще два витража и создается ощущение, что при любой погоде она подсвечивается солнцем, паркетный пол и вот сейчас вышли к последней стадии иконостаса».


Её собирают по крупицам. Каждый шаг и действие реставраторов - исторический момент. Например, золочение декоративных элементов. И здесь все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

НЕЛЛИ ЭФЕНДИЕВА, ПОЗОЛОТЧИК 6 РАЗРЯДА:
«Здесь нужно усидчивость и терпение, потому что работа делается в несколько этапов. Резьбу сделали, потом резьбу берем в работу, мы ее проклеиваем, наносим грунтом. До 12 слоев».


Перед тем как приступить к самому золочению - еще ряд работ. Впереди еще лишовка - периодическое выравнивание поверхности, цировка- заполнение неровностей в материале. Уже потом - само золочение.

Удивительная возможность - как бы подсмотреть за работой мастера. Это  работой как будто назвать и не получается - самое настоящее искусство. Рецептуре золочения - более ста лет.

НЕЛЛИ ЭФЕНДИЕВА, ПОЗОЛОТЧИК 6 РАЗРЯДА:
«Затем это все наносится. Здесь два вида золочения - масленое перфатное и полиментное. Полиментное наносится на пасту с добавлением тухлого белка  и потом полируется агатовым зубком».

Но это все уже результат, близкий к финалу. Но работы ведутся не только в Гатчине.  

Чтобы восстановить былое величие храма, километры как будто исчезают.  Последние элементы резного декора  утраченного иконостаса создадут резчики из Кирова.

АЛЕКСАНДР ЕЛИЗАРОВ, ДИРЕКТОР ОАО "ВЯТСКИЕ КУСТАРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ":
«Там есть сияние на Царских вратах, багеты резные, вазоны, гирлянды, но это мы уже отправили. Рамы есть резные».


Больше 20 лет в ремесле Алексей Шатунов. И уверяет - это больше, чем просто работа - призвание. Иначе как назовешь каждодневный десятичасовой труд без выходных. В творческой копилке уже несколько десятков иконостасов по всей стране - Москва, Пермь, Санкт-Петербург.

АЛЕКСЕЙ ШАТУНОВ, МАСТЕР РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ:
«Это не работа, это жизнь. Я после 5 вечера не тороплюсь домой, купить кефир. Мне вот это интересно».


Другой мастер - Константин работает над посохом царских врат, который является неким их разделением. Вся работа выполняется вручную - каждая деталь и мельчайший узор по строгому образцу.

КОНСТАНТИН ШАТУНОВ, МАСТЕР РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ:
«Это окантовый лист идет в основном. Этот элемент называется бутон, по-разному называется. Ну и косичка уже спрятана тут».


Инструмент для работы -  отдельная тема и целое искусство. НЕ то, что простой нож, простая стамеска - не всегда подойдет. Мастера признаются - все приходит с опытом. И инструмент в итоге каждый в прямом смысле слова создает для своей руки.

КОНСТАНТИН ШАТУНОВ, МАСТЕР РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ:
«Например, для каких-то элементов нужны широкие стамески, для каких-то узкие. Каждый резчик покупает, а большинство делает под себя сам, которыми ему удобно пользоваться».


В руках мастера, казалось бы, простой брусок превращается в изящное творение искусства. Большая часть работ уже позади. Детали, изготовленные вятскими резчиками, в ближайшее время будут отправлены в Петербург, позолочены и уже весной 2021 года установлены на историческое место.
Внимание голосование!

Новости партнеров

Реклама