«Мы шли за солдатами...». Интервью с Заслуженным работником культуры России, телережиссером Гертрудой Якушевич

«Мы шли за солдатами.». Интервью с Заслуженным работником культуры России, телережиссером Гертрудой Якушевич
Телевидение не только развлекало и информировало людей о событиях, но и занималось воспитательной и просветительской работой с молодежной аудиторией. В основном эту важную миссию выполняла редакция Молодежных программ, которой с 1961 года руководила Маргарита Михайловна Кремова.  Вместе с ней работали увлеченные, творческие люди. Многие годы работы связывают телевизионную судьбу Гертруды Николаевны Якушевич с тележурналом «По зову Родины».

Творческая группа этой телепередачи не работала, а по-настоящему служила делу патриотического воспитания молодежи! Длительные командировки, съемки на полигонах во время стрельб и учений. Интервью с военачальниками и рядовыми. Интересные находки и открытия из военной истории, судьбы ветеранов и участников войны в Афганистане, переплелись в этом проекте-долгожителе. Тележурнал «По зову Родины» выходил в эфир без малого 25 лет! Это для телевизионной программы весьма солидный возраст.

Гертруда Николаевна Якушевич

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с одним из первых режиссеров тележурнала «По зову Родины» Гертрудой Николаевной Якушевич. Гертруда Николаевна Заслуженный работник культуры России.  Работала в молодёжной и художественной редакциях Кировской студии ТВ. Совместно с Т.А. Копаневой создала цикл документально-игровых программ «Сказки старого города». Автор проекта «Муравейник», «Лесное обозрение», автор и режиссер документальных фильмов и очерков.

- Гертруда Николаевна, как Вы, человек с театральным образованием и руководитель театральной студии, стали режиссером такого непростого проекта по военно-патриотической тематике?

Служила я Родине в этой передаче лет 15, не меньше. Пришла на студию в 1968 году в общественно-политическую редакцию, закончив институт, имея практику режиссуры в театре. Маргарита Кремова главный редактор молодежки, меня утянула в свою редакцию, сказав, что мне тут самое место!

Я легко вошла в атмосферу редакции, все массовые передачи повесили на меня, но я и не сопротивлялась. Тогда же не было монтажа и мы работали в прямом эфире. Вот это была школа! Адреналина хоть отбавляй! А мне это нравилось!

Но вот в «По зову Родины» я входила трудно и с приключениями. На первых же военных учениях я опростоволосилась… Была молода, хороша собой, любила модно одеться. Прикид был такой, белые сапоги на высоченных каблуках, белая шуба, мини юбка, красный берет и перчатки. Приезжаем на стрельбище, выходим из машины и слышим команду молодого лейтенанта Андрея Братухина: «Вперед!»

Солдаты бегут, легко преодолевая препятствия, а я стою, «как три тополя на Плющихе», передо мной траншея, да какая глубокая! Я кричу: «Товарищ лейтенант! Как же я?»Командир выстраивает солдат и дает команду: «Переправить режиссера на другую сторону!»

Солдаты с хохотом встали, подняли руки и таки перенесли меня через препятствие! Потом началась канонада, дым… Я испугалась, кричу: «Андрюша, где ты?». Выскакивает из дыма мой лейтенант, хватает за руку и кричит: «Мне же командовать нужно!». Потом долго на студии надо мной издевались: «Гертруду на руках носит вся Советская армия!». А потом упорно и мужественно я шла за солдатами.

- Похоже, этот случай вас не напугал и не оттолкнул от темы! А кто мог стать героем выпусков тележурнала?

Героями нашей передачи были участники Великой Отечественной войны, маршалы-вятчане, рядовые. Запомнилась мне встреча с Михаилом Калашниковым, создателем знаменитого автомата, прославившего его на весь мир. С ним было очень легко работать, никакого высокомерия, очень светлый и родной человек! Как будто вы всегда с ним были знакомы и расстались только вчера.

1987 г. Михаил Калашников в Кирове

Мы очень плотно работали с военкоматами, школами.   Тогда старшеклассникам преподавали военное дело, игра «Зарница» была популярна во всей стране и мы, конечно, не стояли в стороне от такого замечательного дела. Нас знали не только в области, но и в стране. С таким журналистом, как Маргарита Кремова, можно было горы свернуть! Любое желание режиссера было немедленно осуществлено, для этой женщины не было таких крепостей, которые бы она не покорила! Организаторские способности были феноменальные!

В конце 1980-х особое месте в нашей программе заняла тема воинов-интернационалистов, служивших в Афганистане, принимавших участие в боевых действиях. 

Владимир Климов в Афганистане

 "Ромео и Джульетта", так назывался сюжет, посвященный афганцам. Героем был Владимир Климов и его невеста. Пока он был в Афгане, они каждый день писали друг другу письма. Ребята разрешили их озвучить, и актеры со сцены филармонии сыграли этот диалог. В зале были афганцы их жены, дети, матери, на глазах многих были слезы. Письма наполнены такой трогательной любовью и надеждой на встречу! Володя вскоре вернулся, и они поженились. Думаю, что состоялась замечательная семья!

- Гертруда Николаевна, я знаю, что в работе над тележурналом вы использовали самые разнообразные приемы и жанры. Здесь были и элементы ток-шоу, и различные рубрики и даже концерты! Расскажите из каких рубрик состояла программа «По зову Родины» и какие вам наиболее ярко запомнились?

«Солдатская чайная», которую открыли мы, была любимым местом встречи солдат и офицеров воинских частей, которых было немало в нашей области. Центром этих встреч был ВИА под руководством Андрея Братухина, помните того молодого лейтенанта, который спасал меня на первых учениях… 

Кроме того, он обладал великолепным голосом! И вот собрались с Андрюшей снять клип на какую-то песню, привезли солдат на полянку, я командую: «Встали вы сюда, вы к тем елкам!». Они стоят, еще командую, стоят…

Я уже кричу! А мне в ответ: «У нас командир есть!». Я кричу: «Андрюша! Они меня не слушают!». Это армия!  Мы до сих пор держим с ним связь, хотя он давно живет в другой стране.

«Солдатскую чайную» мы уже вели не из студийного павильона, а из воинской части, тогда уже появилась ПТС (передвижная телевизионная станция). А какие встречи устраивала Маргарита Кремова солдатам-срочникам! К ним приезжали мамы, невесты из разных республик, это было незабываемо…

Запомнилась передача «Офицерские жены». В основном девочки вышли замуж за лейтенантов, так как по неписанным правилам , при назначении на место службы он должен был жениться. И потому жены были из больших городов, а приехав в маленький поселок типа Юрьи, они поняли, что нести нелегкую службу им придется вместе с мужьями, не все выдерживали такие испытания.  «Солдатская чайная» всегда заканчивалась танцами, разумеется, были приглашены женские коллективы. Вы, конечно, догадываетесь, чем заканчивались эти встречи…  Многие солдаты  попадали в «полон» к нашим девчонкам, влюблялись и навсегда оставались на нашей вятской  земле!

- Для такого разнообразия форматов и жанров, нужны были весьма подготовленные ведущие программы! Как вы отбирали ведущих?

Ведущими передачи были кадровые военные, офицеры. Запомнился мне Василий Горобец, человек с харизмой и чувством юмора. Когда мы ехали в военный городок, там всегда что-то «доставали», в то время уже возник дефицит некоторых товаров и продуктов, а армия снабжалась в первую очередь. Так вот, приехали мы в Юрью, послали нашего звукорежиссера в военторг, а он приходит с пустыми руками.  Возникла немая сцена... А следом за ним вваливается с большими сумками наш ведущий программы Василий Горобец. Вот так!  Но конечно, главное не в этом, позднее , когда я  снимала материалы об армии, наш дорогой ведущий, оптимист и профессионал в военном деле всегда был  консультантом нашей съемочной группы. Дружеские отношения с ведущими — военными помогали нам в работе и создавали непринужденную, естественную атмосферу в студии во время эфира.

- Гертруда Николаевна, одно дело снимать в городе или в поле. А другое в воинской части. Ведь вам приходилось бывать и на секретных, закрытых от прессы объектах?

Да, самое трудное это было пройти военную цензуру. Киров тогда был закрытый город, ездили мы сдавать передачу в Свердловск, в штаб Уральского военного округа.  Представьте себе, мы входим в зал, а там сидят военные с большими звездами! Просматривается каждый кадр и прослушивается каждое слово. Тишина и вдруг густой бас: «Стоп!» Генерал увидел, что у одного солдата фуражка не по форме. «Сменить фуражку!» звучит команда. Я открываю рот, собираясь сказать, что это невозможно, как под столом получаю пинок, моя дорогая редактор бодро рапортует; «Есть! Товарищ генерал! Будет сделано!» Выходим, я спрашиваю, что будем делать?».  Ничего! На бумаге же замечания нет!». А фуражка — это не государственная тайна! И вот так каждый раз трясло, когда сдавали очередную программу…

- Вы много ездили по стране. Съемочные бригады тележурнала «По зову Родины» охватили географию СССР от Прибалтики до Дальнего Востока! Гертруда Николаевна, что вам больше всего запомнилось из этих поездок?

Незабываемой была командировка по пути 125 кировской дивизии. Преподаватель кировского лесного колледжа Зотов создал музей, где был указан путь дивизии, освобождавшей от фашистов Ленинград и Прибалтику. Съемку мы начали с Пулковских высот под Ленинградом, а там дуют сильные ветры. Мой любимый оператор Володя Подлевских залез с камерой на танк, а снимать не может — сдувает. Тогда мы со звукорежиссером Володей Коробейниковым крепко схватили нашего героя за ноги и так осилили этот эпизод.

Далее наш путь лежал в Таллин, там есть любопытная съемка, у памятника нашему солдату дает интервью эстонка Тийу Калласт, может быть, родственница теперешней премьер министра Калласт… Она благодарит наших солдат за то, что они освободили эстонский народ от фашистов. Сейчас этот памятник снесен вместе с благодарной памятью старшего поколения.  В Риге встретили нас ветераны, с нами был кировчанин, который шел в составе 125 дивизии, рабочий шинного завода Тутубалин. Он нашел латыша в маленьком хуторе, который укрывал от немцев, его и других попавших в окружение русских солдат. Встреча была трогательная, оба ветерана плакали, вспоминая те страшные дни.

Путь наш лежал в Литву. С маленького городка Таураги началась война, очевидцы вспоминают, как рано утром налетели немецкие самолеты и с неба посыпались бомбы и пошла фашистская нечисть по нашей стране. 125 дивизия шла, освобождая от фашистов нашу землю от Пулковских высот до Берлина.

В Таураги был музей о славном пути кировчан, воздвигнут памятник погибшему командиру. Я думаю, сейчас его тоже снесли… Ветераны, которые собрались на митинг памяти, пели гимн 125 дивизии, оказывается, такой был и написал его наш вятский парень.

Немало наших богатырей служили в Москве в Кремлевском полку и стояли на посту №1. Чтобы попасть туда, требовалось иметь рост не менее 2 метров, статную фигуру и красивое лицо. Конечно, Маргарита Кремова пробила и эту командировку, мы попали в такие службы Кремля, куда никогда не попадет обычный человек. Но было страшновато, когда через каждые 3-5 метров   нас останавливал офицер и передавал на другой пост. По телу ползли мурашки и казалось, что сейчас из-за поворота выйдет Лаврентий Берия…   Но все кончилось без происшествий, и мы привезли роскошный материал о вятских парнях, которые несут службу в Кремле.

-При такой напряженной работе у вас, наверное, были и яркие творческие успехи? Как сложилась фестивальная судьба проекта «По зову Родины»?

Каждый год мы ездили с программой «По зову Родины» на фестивали в   разные города, как только мы входили в зал, раздавались возгласы: «Опять Киров все призы заберет!». Так чаще всего и случалось, мы были лучшими!

За многолетнюю верную службу Родине, я была награждена Центральным комитетом ДОСААФ СССР «Почетным знаком ДОСААФ СССР», где стоит подпись Председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР, Героя Советского Союза адмирала флота Егорова. Я горжусь этой наградой!

- Гертруда Николаевна, а есть в вашей творческой биографии эпизод, который вызывает у вас самые сильные эмоции? Есть то, что особенно дорого сердцу? Расскажите, пожалуйста!

Да, это телеочерк «Место в первом ряду». Мне в руки попала удивительная реликвия — театральный билет с не оторванным контролем за 22 июня 1941 года. Дал мне его актер Кировского драматического театра Константин Верховенский.  Он поведал такую историю: объявление войны застало труппу театра на гастролях в г. Слободском. В этот день был объявлен спектакль "Мой сын". К актеру подошел молодой парень и сказал: "Я не смогу пойти в театр, ухожу сегодня на фронт...". Отдавая мне этот билет, Верховенский попросил найти этого солдата, или узнать что-то о нем.

- Это же нереально найти! Вы взялись за эту тему?

Два года я занималась поиском, но не откликнулся солдат... Я обратилась в военкомат г. Слободского и попросила дать мне списки ушедших в первый день войны. Несколько недель я перелистывала трагические страницы, где напротив фамилий было написано: «погиб», «пропал без вести»... 22 июня ушли на фронт 60 шоферов, живыми вернулись только пятеро, страшная статистика!

Я занялась поиском этих солдат, мне повезло, они были живы и жили в Слободском. Через какое горнило войны прошли эти люди и как просто и обыденно об этом рассказывали. Я расскажу лишь об одном эпизоде. Копытов Александр Михайлович на своей полуторке храбро воевал, о чем говорят множество наград и благодарность самого товарища Сталина! Я попыталась задать вопросы Александру Михайловичу, он мучительно пытался вспомнить хоть что-то... Потом закричал: " Ничего не помню!" ударил со всей силы по столу, заплакал, закрыл голову руками... Несколько контузий и тяжелых ранений сделали свое черное дело, солдат потерял память! Сколько буду жить, столько буду помнить это интервью!

- Что же стало кульминацией вашего поиска и сложился ли сюжет очерка «Место в первом ряду»?

Я собрала актеров Кировского Драмтеатра и предложила им сыграть сцены из спектакля "Мой сын", который шел в первый день войны на сцене ДК им. Горького в г. Слободском. Зал заполнили ветераны Великой Отечественной войны, сегодняшние новобранцы и конечно наши герои. Места 55 солдат, не вернувшихся с войны, были свободны…

 Режиссер Гертруда Якушевич и оператор Владимир Подлевских  

Они как бы незримо присутствовали на спектакле, а актеры Рим Аюпов, Юлия Матвеева, Владимир Смирнов перенесли зрителей в день 22 июня 1941 года. В течении всего этого вечера лейтмотивом звучала специально написанная Владимиром Смирновым песня, в его исполнении:




Нас так мотало на ухабах,

В такую дрожь бросала гать,

В другую пору нас могла бы,

Дорога эта доконать.

Но мы спешили к бою ближе,

нас долг хранил, устав берег.

И есть приказ "Обязан выжить!

И под огонь явиться в срок!

Конечно, если бы не мой дорогой, высочайшего класса оператор Владимир Подлевских, я бы не смогла поднять эту махину, работать с ним это огромное удовольствие! Работа оператора была - высший пилотаж!

- Спасибо, Гертруда Николаевна, за интереснейшую беседу и за ваш многолетний труд по военно-патриотическому воспитанию молодых телезрителей, за трепетное сохранение памяти о наших героических предках! Конечно, хочется, чтобы и сегодня было больше на региональном телевидении таких проектов, как тележурнал «По зову Родины», больше просветительских и художественных передач. Мы будем следовать по проложенному Вами пути и стремиться к этой цели! А вам желаем здоровья и благополучия, благодарных учеников и последователей!

Узнать больше о передаче «По зову Родины» вы можете в нашем ранее опубликованном материале.

Беседовал Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.





новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko
counter

Новости партнеров

Реклама