
И вот здесь мы подошли к одной из основных профессий на телестудии - телеоператор. Телеоператоры это, без сомнения, «глаза телезрителей». Зритель видит исключительно то, что запечатлел телеоператор. Современный оператор телевидения имеет множество способов снять событие ярко, художественно и с разных точек. В его арсенале не только камера. Он владеет навыками управления квадрокоптером, может вести съемку при помощи экшн-камеры, работать с которой можно и при прыжке с парашютом и под водой. Современный оператор должен уметь снимать изображение высокого разрешения с помощью фотоаппарата. Использовать различные приспособления, такие как «слайдер» и «стедикам». Только тогда изображение будет по всем параметрам соответствовать высоким требованиям цифрового телевидения.

Первые эфиры операторы Кировского телевидения вели исключительно из студии. Работали только в прямом эфире. Затем появилась возможность снимать на кинопленку, и был организован киноцех. Здесь работали операторы, которые с кинокамерами выезжали в самые отдаленные уголки Кировской области. А с появлением на Кировской телестудии ПТС (Передвижной телевизионной станции) в 1962 году студийные телеоператоры тоже стали выездными — телекамеры для трансляций устанавливались на стадионах, площадях , в цехах предприятий города Кирова.



Первым телеоператором Кировской студии телевидения стал Владимир Михайлович Путилин, свою телевизионную карьеру он начал еще в 1958 году. В прямом эфире Владимиру Путилину довелось транслировать выступления хора Пятницкого, работать над телеспектаклями. Для показа на весь СССР и даже по норвежскому телевидению он снял репортаж о состязаниях конькобежцев на стадионе «Динамо». Во многих телепрограммах Владимир Михайлович выступал как ведущий телеоператор, оператор-постановщик, был старшим оператором телестудии.

Многие первопроходцы кировского телевидения не имели специального образования, но им помогало в работе увлечение фотографией, занятия еще в школьные годы в фотокружках. Владимир Степанович Бельтюков на телевидение попал благодаря увлечению фотографией. На студию он пришел в 1958 году. А до этого как фотокорреспондент газеты «Кировская правда» он познакомился с телевидением, снимая фоторепортажи о строящемся телецентре, и даже забирался на телевышку.

Владимир Бельтюков как фотограф запечатлел для истории настройку и монтаж оборудования, первые эфиры и первых дикторов телевидения. А затем Владимир Степанович и сам встал за телекамеру!
Операторскому искусству он учился у первого оператора Владимира Путилина. Как правильно работать со светом в студии, как нужно вписать диктора, а как показать выступление коллектива художественной самодеятельности — все это приходилось познавать уже на практике в студии. Возможности переснять дубль просто не было. Телевидение работало в режиме прямого эфира постоянно. С кинопленки шли лишь фильмы и киножурналы.

В 1958 году на Кировскую студию пришел работать Николай Николаевич Сагалов. Его стаж операторской работы на кировском телевидении насчитывает более 40 лет! Николай Сагалов был оператором-постановщиком многих телеспектаклей и телепередач. Как кинооператор Николай Николаевич снял множество сюжетов, очерков, документальных фильмов, которые получили призы и награды всесоюзных и всероссийских фестивалей.
Коллеги так отзывались об операторском мастерстве Николая Сагалова: «Творчески изобретателен, постоянно ищущий, находит множество выразительных ракурсов, световых эффектов».

Но одними студийными передачами не насытишь зрительский интерес. Кировское телевидение должно было соответствовать статусу областного и поэтому нужно было показывать не только город Киров , но и снимать в районах области.

Первопроходцем в съемке киносюжетов и киноочерков, а впоследствии и телефильмов стал Юрий Федорович Веретенников. На кировском телевидении он работал с марта 1958 года в должности техника кинопроекционной аппаратной. Именно Юрий Федорович зарядил в кинопроекционный аппарат фильм-мюзикл «Белая акация», ставший первой пробной передачей кировского телецентра.

До того, как прийти работать на телевидение, Юрий Федорович занимался любительской киносъемкой на 16-мм пленке, вел кинокружок в городском Дворце пионеров. Летом 1958 года Юрий Веретенников снял 10-минутный фильм «Один день студии», который показали коллективу телецентра в ноябрьские праздники. На пленке удалось запечатлеть первые дни работы телестудии после принятия ее в эксплуатацию 22 июля 1958 года. И сегодня, в 21 веке, без кадров ценной кинохроники из этого фильма не обходится ни одна передача об истории кировского ТВ.

По приглашению директора студии Ю. И. Синцова Юрий Веретенников из телепроекционной аппаратной перешел на должность старшего кинооператора студии телевидения. К этому моменту в Киров из Москвы прислали уже две полупрофессиональных кинокамеры. Но была проблема…
Они снимали на пленку 16 мм. А оборудование для трансляции в эфир было рассчитано на широкую кинопленку 35 мм. Снимать очерки и сюжеты можно, а вот показать нельзя! Пришлось изобретать...Инженеры телецентра В.Суворов, В.Лугинин, В.Гребнев на базе 16-миллиметрового кинопроектора разработали сложную оптическую конструкцию, позволявшую выдавать в эфир изображение с узкой кинопленки!

Началось комплектование первой киногруппы. Ассистентом кинооператора прямо со школьной скамьи пришел Анатолий Афанасьевич Лапухин. Позднее пришел еще один ассистент Алексей Николаевич Крысов. Впоследствии они стали профессиональными кинооператорами. Анатолий Лапухин снял в 1968 году первый цветной фильм кировского телевидения «Дымковская игрушка», а Алексей Крысов после насыщенной работы в телекино многие годы трудился на самом напряженном участке — снимал репортажи для выпусков новостей!
В 1959 году еще не было профессионального кинооборудования. Но сюжеты и очерки уже активно снимались в Кирове и в районах области!
Для старта своего кинопроизводства потребовалась житейская смекалка - проявляли отснятую кинопленку в обыкновенных эмалированных кастрюлях, а кинолабораторией служил один из туалетов телецентра, благо там были вода и канализация. Обработанная пленка сушилась в коридорах студии на специально натянутой проволоке и даже в кабинете первого директора телестудии Юрия Ильича Синцова.

Профессиональную проявочную машину «ПМ-2» в Киров привезли из Москвы в конце марта 1960 года. Полученные 35-миллиметровая камера и проявочная машина дали возможность киногруппе под руководством Юрия Веретенникова осуществлять киносъемки к передачам и досъемки необходимых эпизодов к телеспектаклям. С появлением новой аппаратуры появилось желание снять настоящий телевизионный фильм.
Главный режиссер студии Михаил Кублановский и Юрий Веретенников поехали в Зониху в пионерский лагерь и за два сняли 10-минутный фильм об отдыхе детей «Письмо из пионерского лагеря «Дружба». После выхода в эфир первый кинофильм кировского телевидения получил много положительных откликов от зрителей. А редактор детских передач Людмила Леонидовна Леготина, по сценарию которой был снят фильм, поехала в Москву на курсы, и показала его там — оценки были самые высокие. Эта работа творческого коллектива студии стала первой кировской передачей, показанной Центральным телевидением СССР.


В процессе учебы были практические занятия: киносъемки, просмотр и обсуждение документальных фильмов.

Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.
новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko