ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОР: Время первых…

ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕОПЕРАТОР: Время первых…
Мы продолжаем знакомить читателей с телевизионными профессиями. Термин «телевидение» можно перевести и так: «дальновидение» - передача изображения на большие расстояния. Для этого, во-первых, должно быть само изображение, а во-вторых, его должен кто-то «поймать в объектив». Грамотно вписать кадр, как принято говорить на ТВ.

Руслан Быкасов. Старший оператор ГТРК «Вятка» в работе над фильмом «Вятские версты Царской семьи» 

И вот здесь мы подошли к одной из основных профессий на телестудии - телеоператор. Телеоператоры это, без сомнения, «глаза телезрителей». Зритель видит исключительно то, что запечатлел телеоператор. Современный оператор телевидения имеет множество способов снять событие ярко, художественно и с разных точек. В его арсенале не только камера. Он владеет навыками управления квадрокоптером, может вести съемку при помощи экшн-камеры,  работать с которой можно и при прыжке с парашютом и под водой. Современный оператор должен уметь снимать изображение высокого разрешения с помощью фотоаппарата. Использовать различные приспособления, такие как «слайдер» и «стедикам». Только тогда изображение будет по всем параметрам соответствовать высоким требованиям цифрового телевидения.


1970-е годы. Стоят слева на право, операторы Кировской студии телевидения: Валерий Князев, Юрий Веретенников, Анатолий Лапухин, журналист Леонид Добровольский, оператор Алексей Крысов

Первые эфиры операторы Кировского телевидения вели исключительно из студии. Работали только в прямом эфире. Затем появилась возможность снимать на кинопленку, и был организован киноцех. Здесь работали операторы, которые с кинокамерами выезжали в самые отдаленные уголки Кировской области. А с появлением на Кировской телестудии ПТС (Передвижной телевизионной станции)  в 1962 году студийные телеоператоры тоже стали выездными — телекамеры для  трансляций  устанавливались на стадионах, площадях , в цехах предприятий города  Кирова.

Часто операторам приходиться работать в весьма суровых условиях. Ветер, мороз, дождь. Управляться с телекамерой, объектом массивным и тяжелым, все равно что тренироваться с пудовыми гирями. Нелегко быстро передвигать штатив, менять ракурсы. При этом нужен, как говорят профессиональные операторы, видеть картинку. Не упустить чего-то важного, быть в постоянном контакте с режиссером. 

Работая на трансляциях ПТС, операторы часами стояли за камерами. Иногда на специальных вышках, чтобы показать общий план во всей красе. Ни отойти, ни замениться не было никакой возможности. Поэтому несмотря на то что телеоператор это профессия творческая, для работы оператору необходима недюжинная выдержка, терпение, здоровье и физическая сила. 

Владимир Михайлович Путилин

Первым телеоператором Кировской студии телевидения стал Владимир Михайлович Путилин, свою телевизионную карьеру он начал еще в 1958 году. В прямом эфире Владимиру Путилину довелось транслировать выступления хора Пятницкого, работать над телеспектаклями. Для показа на весь СССР и даже по норвежскому телевидению он снял репортаж о состязаниях конькобежцев на стадионе «Динамо». Во многих телепрограммах Владимир Михайлович выступал как ведущий телеоператор, оператор-постановщик, был старшим оператором телестудии.

Владимир Степанович Бельтюков 1958 год

Многие первопроходцы кировского телевидения не имели специального образования, но им помогало в работе увлечение фотографией, занятия еще в школьные годы в фотокружках. Владимир Степанович Бельтюков на телевидение попал благодаря увлечению фотографией. На студию он пришел в 1958 году. А до этого как фотокорреспондент газеты «Кировская правда» он познакомился с телевидением, снимая фоторепортажи о строящемся телецентре, и даже забирался на телевышку.

Настройка режиссерского пульта 1958 г. Фотография В.С. Бельтюков 

Владимир Бельтюков как фотограф запечатлел для истории настройку и монтаж оборудования, первые эфиры и первых дикторов телевидения.  А затем Владимир Степанович и сам встал за телекамеру!

Операторскому искусству он учился у первого оператора Владимира Путилина. Как правильно работать со светом в студии, как нужно вписать диктора, а как показать выступление коллектива художественной самодеятельности — все это приходилось познавать уже на практике в студии. Возможности переснять дубль просто не было. Телевидение работало в режиме прямого эфира постоянно. С кинопленки шли лишь фильмы и киножурналы.

Оператор Николай Николаевич Сагалов

В 1958 году на Кировскую студию пришел работать Николай Николаевич Сагалов. Его стаж операторской работы на кировском телевидении насчитывает более 40 лет! Николай Сагалов был оператором-постановщиком многих телеспектаклей и телепередач. Как кинооператор Николай Николаевич снял множество сюжетов, очерков, документальных фильмов, которые получили призы и награды всесоюзных и всероссийских фестивалей.

Коллеги так отзывались об операторском мастерстве Николая Сагалова: «Творчески изобретателен, постоянно ищущий, находит множество выразительных ракурсов, световых эффектов».

Работа телеоператоров была очень ответственной. В студии кировского телевидения побывали многие знаменитости того времени. В прямом эфире выступали Марк Бернес и Иосиф Кобзон, Арам Хачатурян, народный артист СССР Михаил Жаров и многие другие. Большие творческие коллективы, пели, танцевали в прямом эфире. Однажды в студии выступали львы и медведи знаменитого дрессировщика Ивана Федотовича Рубана.

Но одними студийными передачами не насытишь зрительский интерес. Кировское телевидение должно было соответствовать статусу областного и поэтому нужно было показывать не только город Киров , но и снимать в районах области.

Юрий Федорович Веретенников в кинопроекционной аппаратной телецентра

Первопроходцем в съемке киносюжетов и киноочерков, а впоследствии и телефильмов стал Юрий Федорович Веретенников. На кировском телевидении он работал с марта 1958 года в должности техника кинопроекционной аппаратной. Именно Юрий Федорович зарядил в кинопроекционный аппарат фильм-мюзикл «Белая акация», ставший первой пробной передачей кировского телецентра.

Юрий Федорович Веретенников с кинокамерой

До того, как прийти работать на телевидение, Юрий Федорович занимался любительской киносъемкой на 16-мм пленке, вел кинокружок в городском Дворце пионеров. Летом 1958 года Юрий Веретенников снял 10-минутный фильм «Один день студии», который показали коллективу телецентра в ноябрьские праздники. На пленке удалось запечатлеть первые дни работы телестудии после принятия ее в эксплуатацию 22 июля 1958 года. И сегодня, в 21 веке, без кадров ценной кинохроники из этого фильма не обходится ни одна передача об истории кировского ТВ.

Режиссер В.Н. Бучин и оператор Ю.Ф. Веретенников


По приглашению директора студии Ю. И.  Синцова Юрий Веретенников из телепроекционной аппаратной перешел на должность старшего кинооператора студии телевидения. К этому моменту в Киров из Москвы прислали уже две полупрофессиональных кинокамеры. Но была проблема…

Они снимали на пленку 16 мм. А оборудование для трансляции в эфир было рассчитано на широкую кинопленку 35 мм. Снимать очерки и сюжеты можно, а вот показать нельзя! Пришлось изобретать...Инженеры телецентра В.Суворов, В.Лугинин, В.Гребнев на базе 16-миллиметрового кинопроектора разработали сложную оптическую конструкцию, позволявшую выдавать в эфир изображение с узкой кинопленки!

Оператор Анатолий Афанасьевич Лапухин с кинокамерой 16 мм

Началось комплектование первой киногруппы. Ассистентом кинооператора прямо со школьной скамьи пришел Анатолий Афанасьевич Лапухин. Позднее пришел еще один ассистент Алексей Николаевич Крысов. Впоследствии они стали профессиональными кинооператорами. Анатолий Лапухин снял в 1968 году первый цветной фильм кировского телевидения «Дымковская игрушка», а Алексей Крысов после насыщенной работы в телекино многие годы трудился на самом напряженном участке — снимал репортажи для выпусков новостей! 

В 1959 году еще не было профессионального кинооборудования. Но сюжеты и очерки уже активно снимались в Кирове и в районах области!

Для старта своего кинопроизводства потребовалась житейская смекалка - проявляли отснятую кинопленку в обыкновенных эмалированных кастрюлях, а кинолабораторией служил один из туалетов телецентра, благо там были вода и канализация. Обработанная пленка сушилась в коридорах студии на специально натянутой проволоке и даже в кабинете первого директора телестудии Юрия Ильича Синцова.

Оператор Ю.Ф. Веретенников и режиссер М.Н. Кублановский

Профессиональную проявочную машину «ПМ-2» в Киров привезли из Москвы в конце марта 1960 года. Полученные 35-миллиметровая камера и проявочная машина дали возможность киногруппе под руководством Юрия Веретенникова осуществлять киносъемки к передачам и досъемки необходимых эпизодов к телеспектаклям. С появлением новой аппаратуры появилось желание снять настоящий телевизионный фильм.

Главный режиссер студии Михаил Кублановский и Юрий Веретенников поехали в Зониху в пионерский лагерь и за два сняли 10-минутный фильм об отдыхе детей «Письмо из пионерского лагеря «Дружба». После выхода в эфир первый кинофильм кировского телевидения получил много положительных откликов от зрителей. А редактор детских передач Людмила Леонидовна Леготина, по сценарию которой был снят фильм, поехала в Москву на курсы, и показала его там — оценки были самые высокие. Эта работа творческого коллектива студии стала первой кировской передачей, показанной Центральным телевидением СССР.

Потребность в съемках по всей области постоянно росла. Юрий Веретенников, как старший кинооператор, Анатолий Лапухин, Алексей Крысов, уже как снимающие ассистенты кинооператора, не вылезали из командировок. Интересных событий и людей по области было великое множество, а область большая! До места съемок добирались на рейсовых автобусах, на самолетах, вертолетах, поездах и даже на подводах, а зимой на санях. Главное — успеть отснять очередной сюжет или киноочерк. Багаж кинооператора в этих поездках составлял чемодан с кинокамерой и оборудованием весом до 20 кг!

Для того, чтобы развивать и совершенствовать свой талант, недостаточно было одного лишь опыта. Операторы кировского телевидения регулярно выезжали в Москву на учебу. Посещали студийные павильоны. Смотрели как работают коллеги на Центральном телевидении. Юрий Федорович Веретенников вспоминает, что в 1961 году ему довелось слушать лекции такого «патриарха большого кино», как Михаил Ильич Ромм. Делился опытом с региональными операторами известный кинорежиссер, стоявший у истоков создания отечественной кинотехники, Евсей Михайлович Голдовский. Вели курсы повышения квалификации преподаватели ВГИКА.

В процессе учебы были практические занятия: киносъемки, просмотр и обсуждение документальных фильмов.

С 1961 года при содействии руководства обучение в Москве в течении двух лет прошли все операторы студии и снимающие ассистенты.  На Кировском телевидении сложилась такая традиция: вновь принимаемый работник проходил обязательно все ступени: осветителя, лаборанта кинолаборатории, ассистента кинооператора. Только успешно освоив все эти этапы кинопроизводства, новый сотрудник мог с гордостью назвать себя теле и кинооператором!

Алексей Фоминых,
режиссер телевидения, автор программ по истории и краеведению.

 

 



новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko
counter

Новости партнеров

Реклама