Выставка "Искусство реставрации" в Вятском художественном музее

2 875

Выставка


Как выглядела до реставрации ваза, разбитая почти на 70 осколков? Какие открытия были сделаны в ходе 500-летней реставрации ксилографии Дюрера? Впервые с помощью технологии дополненной реальности кировчане получили доступ к музейному "закулисью". Милана Поварницина из Вятского художественного музея.

Если обычно на выставке телефоны и планшеты под запретом, то здесь они, наоборот, приветствуются. Главное, не забыть загрузить на свои устройства мобильное приложение "Искусство реставрации" и вперед - в музейное "закулисье".

Выставка "Искусство реставрации" в Вятском художественном музееМИЛАНА ПОВАРНИЦИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:
«С помощью обыкновенного смартфона можно увидеть предмет искусства в дополненной реальности на всех этапах его реставрации. Для этого достаточно навести гаджет на изображение. Кроме того, можно узнать интересные факты о музейной коллекции и поделиться информацией с друзьями в соцсетях».


В камерном пространстве фойе собраны фотопанно с изображением произведений искусства из 11 российских музеев, отреставрированных в центре Грабаря. За каждым, будто то картина или ваза, стоит удивительная история восстановления. Ксилография Альбрехта Дюрера, созданная в 1496 году, дошла до наших современников в сильно поврежденном виде. Правда, на первый взгляд это было почти незаметно.

Выставка "Искусство реставрации" в Вятском художественном музееЕЛЕНА ЯКУБОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМ. ГРАБАРЯ:
«Но когда реставраторы сняли многочисленные слои бумаги, поддерживающие существование этого экспоната в течение многих лет, выяснилось, что верхнее и нижнее поле листа утрачены. Утрачен верхний угол. Более того, даже монограмма художника сохранилась лишь на 60%. И после этого, произведение было дублировано и то, в каком виде можем сейчас наблюдать, вернулось в экспозицию музея».

С помощью приложения можно увидеть мельчайшие детали.
Загрязнение, которое было на ларце из резной кости 18 века. То, что был произведен полный демонтаж костяных пластин. Или же
процесс "срединного раскрытия". Например, на деревянной скульптуре, которая была покрыта позолотой. По крайней мере, в таком виде ее нашли.

- И видим, что частично реставраторы дошли до авторского слоя полихромной раскраски. Мы видим, что она не была изначально полностью покрыта краской, имитирующей позолоту.

Это были парные деревянные скульптуры. История обнаружения - тоже заслуживает внимания.

ЕЛЕНА ЯКУБОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМ. ГРАБАРЯ:
«Они были найдены директором музея среди дров неподалеку от церкви. Вероятно, они были выброшены и фактически погибли бы, если бы директор не заметил бы их и не передал в центр, где реставраторам удалось вернуть им первоначальный облик».

В этом главная задача реставратора - вернуться к авторскому замыслу. В данном случае - это полихромная раскраска скульптуры. В дополненной реальности кировчане смогут также увидеть произведения и церковного искусства.

- Можно увидеть, что до реставрации у этой иконы была наставлены поля.

Именно на них использование приложения оказалось более эффектным. Все-таки это не идеально ровные фотопанно, как в фойе. "Небо пишет красками святыми" - экспозиция уже Вятского художественного музея. Из 73 экспонатов - информация об 11 будет доступна в мобильном приложении. К слову, первый экспонат - икона "Рождество Пресвятой Богородицы" еще и первый, который был внесен в приложение "Искусство реставрации".

ЕЛЕНА ЯКУБОВА, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМ. ГРАБАРЯ:
«К примеру, этот экспонат поступил на реставрацию в центр имени Грабаря под совершенно другим названием. Если вы обратите внимание на то, что мы видим на экране планшета, это совершенно другое изображение. Живопись была просто скрыта под поздними слоями 18 рубежа 19 веков».

Музей и Всероссийский центр имени Грабаря объединяет давнее сотрудничество по сохранению и восстановлению экспонатов. И наш музей можно сказать в авангарде. По сути, первый региональный музей, который использует пилотную версию приложения с элементами дополненной реальности в реальной музейной экспозиции.

Выставка "Искусство реставрации" в Вятском художественном музееЕВГЕНИЯ САЗАНОВА, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ФОНДОВ ВЯТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМЕНИ ВАСНЕЦОВЫХ:
«Мы рассчитываем, что к нам придет молодой зритель, продвинутый в новых технологиях, который видит мир через свои гаджеты. Ему здесь будет интересно, музей - это по-прежнему интересно».

Приложение будет развиваться и дальше. К тому же этот проект - открытая система, где каждый музей сможет добавлять информацию о реставрации своих экспонатов.

новости онлайн Киров, область, РФ, мир - https://t.me/vesti_ko

Новости партнеров

Реклама