18 января - Крещенский сочельник.


18 января - Крещенский сочельник.


Крещенский сочельник - народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви его именуют "Навечерие Богоявления". Собственно праздник Крещения Господня, начинающийся 18 января вечером, имеет еще одно название - "Святое Богоявление". Во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто то, что Иисус есть Сын Божий. Об этом возвестил Бог Отец "гласом с небес", и после Крещения, когда Иисус вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий, "как голубь", ниспустился на Него. Так человечеству было явлено все три Лица Святой Троицы: Бог Отец гласом с небес, Бог Сын Иисус Христос и Дух Божий, ниспустившийся к Иисусу.

Вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления. Воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней. В день Крещения освящается все водное естество, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают человеку благодать очищения от грехов. Народный обычай окунаться в ледяную прорубь в день Крещения имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления.

На Руси было принято праздновать Святки - период с 7 января по 18 января, с разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычество, и, хотя Церковь всегда повторяла, "что Дух Христов не враг благозаконных радостей", она же и пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий, и о неуместности "переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом". Осуждались и другие беснования. "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное", подлежали правилу шестилетней епитимьи - т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия. Отлучение от Причастия - наказание суровое. И в народе возникло такое поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение - это традиция, имеющая языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она осуждалась.

Сегодня в результате большого влияния на общественное сознание масс-медиа, которые много и охотно показывают массовые окунания прорубь в Крещенскую ночь, вновь возникло искаженное представление о празднике Богоявления Господня, или Крещения, как о дне, когда обязательно необходимо окунуться в воду. Праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, начнется только вечером 18 января, но для того, чтобы духовно приобщиться к воспоминаемым событиям и пережить их как реальность, Церковь готовит к этому. Чаще всего эта подготовка заключается в посте, потому что пост помогает уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Поэтому празднику Богоявления, или Крещения, предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до "первой звезды", и после этого едят только сочиво - отваренные с медом зерна пшеницы или риса.

Верующие в этот день стараются попасть на службу, во время богослужения "первую звезду" символизирует выносимая после Литургии свеча. В реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы начинаться с вечера 17 января и заканчиваться после утренней Литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной Литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, к пище в этот день мы приступаем только после первого "причащения" крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды - водосвятия.

Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды. Два раза в год - в Крещенский Сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) совершается так называемое "великое освящение воды" - великая агиасма (святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово...".

Кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая "малая агиасма", оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы и окропляют больных. В отличие от Святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

 

 

По материалам "Российской газеты".

Прямая линия с губернатором

Новости партнеров

Реклама