Этот мемориал сегодня усыпан цветами. Долгожданный монумент, наконец, открыли. Идею его создания предложил местный житель, которого репрессии тоже коснулись. Его дядю осудили на бессрочную каторгу якобы за переход к белым. Хотя об этом и речи быть не может - говорит Владимир Бушуев, едва сдерживая слезы. За эту ложную информацию его родственнику не дали жить спокойно и трижды отправляли в ссылку. Каждый раз здоровье ухудшалось.

«Дядя был очень плох, отец ему предложил забрать его и перевести в Бобино, на свежий сосновый воздух и на парное молоко. И он отошел, отец снова его увез, он устроился на работу, все снова стучат, опять забрали, и уже надо апатиты копать».
Когда в последний раз пришли арестовывать, мужчина уже лежал при смерти. Всего на памятнике 42 фамилии, много среди репрессированных священников. Их обвиняли в якобы антисоветских проповедях. Местную жительницу Марию Порошину осудили за то, что она нанимала работников для заготовки сена коровам, но сама справиться женщина не могла, а хозяйство досталось по наследству. И таких несправедливых примеров множество.

«Некоторые были обвинены в том, что имеют двухэтажный дом. Жители деревни Гнусино, там семь семей репрессировано, муж, жена, дети, по 7 человек в семье, по 8, почти вся деревня была репрессирована и выселена за то, что они занимались кирпичным промыслом, они сами делали кирпич, сами строили себе дома, и какие-то постройки».
Памятник решили поставить на территории храма во имя Николая Чудотворца. Его построили на месте разрушенной Благовещенской церкви. Сначала это была часовня, а потом здесь установили иконостас. Храм хоть и маленький, но действующий. К тому же, каждый год мимо святыни проходит Великорецкий крестный ход.